В следующем году святая обитель и все православные Лопасненского края будут отмечать не только славный юбилей, но и более скромную дату – 20-летие с начала возрождения жемчужины Подмосковья, древней Давидовой пустыни. Весной 1995 г. решением Священного Синода Русской Православной Церкви была возобновлена монашеская жизнь в Давидовой пустыни, а иеромонах Герман (Хапугин) назначен её настоятелем с возведением в сан игумена. Тем самым иерархи Церкви откликнулись на инициативу образованной в пос. Новый Быт православной общины, которой ещё в 1992г. был передан заброшенный и осквернённый монастырский собор во имя Всемилостивого Спаса.
Разрушение освящённого многовековой традицией уклада монастырской жизни, закрытие церквей, конфискация зданий и имущества начались сразу после революции 1917г. К концу 20-х гг. прошлого века в Давидовой пустыни оставалась лишь одна действующая церковь и чуть больше десятка насельников в главе с настоятелем игуменом Иларием (Бабыкиным).
На колокольне рядом с крестом новые большевистские власти водрузили красный флаг. На территории монастыря с 1918 г. сначала был образован совхоз «Давыдова пустынь». В 1927-1928 гг. здесь создали курсы по подготовке рабочих различных, необходимых для села профессий, получившие звучное революционное название «Новый Быт». А в 1929 г. после слияния нескольких учебных заведений в монастырских стенах стал действовать крупный по тем временам сельскохозяйственный техникум. Возникший рядом посёлок затем так и назвали – Новый Быт.
Закрытие в 1929-1930гг. Давидовой пустыни, аресты и изгнание последних монахов стали началом более чем 60-летнего драматического периода обветшания и обезображивания храмов, уничтожения и осквернения православных святынь, монастырского кладбища.
С находящихся в центре монастыря трёх церквей были снесены кресты и купола. В Никольской церкви долгие годы и вплоть до начала 90-х гг. был клуб техникума с кинозалом. Одно время там же на первом этаже находилась столовая. В Знаменской церкви в послевоенные годы был кабинет сельскохозяйственной техники, стояли образцы сеялок, плугов и т.д. В 60-е гг. там был оборудован гараж. Затем Знаменская церковь и Вознесенский собор использовались, в основном, как складские помещения.
В Успенской церкви первоначально был оборудован спортзал, после войны там размещалась химическая лаборатория, а в 80-е гг. – кабинет военного дела техникума.
Самый большой монастырский храм – собор Всемилостивого Спаса, в основном, использовался как склад, в 30-х гг. – сельскохозяйственной продукции, а после войны – стройматериалов.
В помещении трапезной Всехсвятской церкви находилась столовая для студентов и преподавателей.
На колокольне в звоннице до 1985 г. ещё находились несколько колоколов, а крест вообще никогда не снимали. Но регулярно, с «революционным» энтузиазмом кто-то, рискуя жизнью, залезал на купол и прикручивал проволокой к кресту древки красных флагов.
До начала 90-х гг. в настоятельском корпусе были учебные классы и библиотека Чеховского механико-технологического техникума, а братские корпуса использовались как студенческое общежитие и жилые помещения. Здания монастырской гостиницы занимает поселковая больница. В северо-восточной башне и примыкающем к ней помещении в разное время находились детский сад и сельсовет.
Парадокс заключается в том, что долгие десятилетия притеснения богоборческой властью православных верующих, изгнания из монастыря его насельников всё же не привели к полному уничтожению храмов и зданий Вознесенской Давидовой пустыни. Поруганные и обезглавленные, они продолжали служить людям: в стенах монастыря, где находился техникум, за эти годы были подготовлены более 10 тыс. специалистов сельского хозяйства. И не их вина, что пришлось им жить и заниматься на земле святой обители, основанной преподобным Давидом полтысячелетия назад для единственной цели – служения Богу. И кто знает, избежал бы монастырский комплекс полного уничтожения, если бы не передали его в ведение учебного заведения, не использовали бы для размещения медицинских и детских учреждений? А ведь примеры варварского отношения богоборцев к церковным зданиям были не редки и на Лопасненской земле: достаточно вспомнить полностью разрушенные в лихие 30-е храм Преображения Господня в с. Чудиново, церкви во имя святителя Николая Чудотворца в сёлах Кулаково и Ровки, церковь Архангела Михаила в с. Хлевино.
О том, в каком состоянии пребывали храмы и здания Давидовой пустыни к концу 80-х гг., наглядно свидетельствуют уникальные фотографии, сделанные А. Агафоновым, А. Чеботарём и В. Елизаровым – людьми, сохранившими для нас историческую память.
Следует отметить, что с начала 90-х гг. возвращению храмов верующим и возрождению обители во многом и неизменно содействовали органы муниципального самоуправления – исполком сельсовета, а затем администрация сельского поселения Баранцевское во главе с С.Д.Анашкиным. Благодаря их деятельной поддержке местной церковной общине, благотворителям и всем неравнодушным людям, братии и настоятелям – архимандритам Герману (Хапугину), Роману (Гаврилову) и игумену Сергию (Куксову) – удалось восстановить Вознесенскую Давидову пустынь во всём её величии и красе.
На восстановленном монастырском кладбище в 2003 г. со всеми воинскими почестями был перезахоронен прах выдающегося русского полководца, героя Отечественной войны 1812 г. генерала от инфантерии Д.С. Дохтурова, могила которого в Давидовой пустыни многие десятилетия считалась утраченной.
За эти годы для благоустройства и украшения святой обители сделано так много, что десятилетия упадка, разрухи и гонений на Церковь в ХХ веке сейчас могут показаться чем-то далёким и нереальным. Но всё это было в истории нашей страны и Лопасненского края. И не должно быть забыто в преддверии 500-летия возрождённой святой обители.
Юрий Кобяков, краевед