Изречения святых отцов:

Не живи в том месте, где видишь, что тебе завидуют; иначе не будешь иметь успеха.

— Авва Пимен
  YouTube-logo-full_color   IMG_1116   телеграмм

Крестопоклонная неделя

4 апреля 2021 г. Православная Церковь встречает новый рубеж в периоде Великой Четыредесятницы – четвертое воскресение Великого поста, именуемое Крестопоклонной Неделей.

В Вознесенской Давидовой пустыни в Спасском соборе было отслужено Всенощное Бдение, которое возглавил настоятель монастыря игумен Сергий в сослужении братии. Согласно церковной традиции, по окончании вечернего богослужения духовенство выносит из алтаря в центр храма кресты для поклонения всех прихожан. Большой поклонный крест, вынесенный из алтаря собора Всемилостивого Спаса уникален: в него вставлена одна из важных христианских святынь – частица Креста, на котором был распят Спаситель.

В сам воскресный день была совершена Божественная Литургия, которую по благословению настоятеля возглавил насельник обители – игумен Кирилл (Коровин).

По окончании службы и поклонения кресту отец Кирилл обратился к прихожанам обители с проповедью: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Всех вас, дорогие братья и сестры, сердечно поздравляю с продолжением Великого Поста – неделей, которая называется в православной традиции Крестопоклонными днями. Это неделя, когда мы сугубо вспоминаем значение того, что венчает купола храмов и монастырей по всему лицу земли – Честнаго и Животворящего Креста Господня.

Мы знаем, как выглядит православный крест – несколько перекладин изображаются на нем. На верхней перекладине, по словам Священного Писания, была написана вина Распятого на кресте – что Он является Царем Иудейским. Средняя перекладина – это та перекладина, к которой палачи прибивали руки человека, облеченного на самую ужасную и позорную смерть через прибиение ко кресту.

Это была самая позорная и низкая казнь, считавшаяся страдальческой по своим мукам, которые испытывали прибиваемые ко кресту люди. Одни умирали сразу, а некоторые мучались несколько дней и находились под лучами палящего солнца, испытывали физические муки. Но самым ужасным были даже не физические муки, а тот факт, что кресты ставили вдоль дорог, чтобы проходящие люди могли видеть страдания. И некоторые надсмехались, и плевали, и ругались на этих распятых страдальцев. Кроме физических страданий, еще были и страдания нравственные: запоминание этого мира, последних часов и минут жизни – со смехом, издевательствами над твоими последними мучениями жизни.

И мы знаем, что нижняя перекладина, к которой палачом прибивались ноги, не просто так изображалась, когда один край перекладины выше другого. Святые отцы трактуют этот символ как духовное предзнаменование, когда с одной стороны был распят разбойник, который за минуты до своей кончины стал страдающим, окровавленным, всеми брошенным человеком, узнал в распятом Спасителе Бога, исповедал Ему свою веру. А с другой – был разбойник, который хулил Спасителя, надсмехался над Ним, сам страдая. И он говорил: «Ну что же Ты – стольких спасал, а Себя спасти не можешь? Спаси Себя и спаси нас». Но Иисус Христос услышал и слова другого разбойника, которого в церковной традиции именуют «благоразумным», который упрекнул своего знакомого, сказав: «Мы с тобой страдаем справедливо, а Этот Человек – невиновен». Видимо, они слышали о Христе и Его проповеди и чудесах в Палестине, знали лично друг друга. И этот разбойник исповедует кривду – свою и своего знакомого – и, защищая Христа, обращается к Нему, по сути дела, словами молитвы: «Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем». И услышал слова, которые обращены не только к разбойнику две тысячи лет назад, но и к нам с вами: «Ныне будешь со Мной в Раю».

С этого начинается восшествие в Рай, Жизнь Вечную. Каждая минута может быть последней в жизни, но Бог может принять наше покаяние, которое нужно исповедать и словом, и добрыми делами. Приступая к Святым Христовым Таинствам, к Таинству Исповеди, вспоминайте слова Священного Писания и данное благословение: «Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, будет разрешено на небе» (Мф. 18:18). Исповедуя себя перед Таинством Причастия, мы не отождествляем себя со своей кривдой, грехом и неправдой – мы отделяем себя от своей нечистоты. И Господь указывает, что эту нечистоту, этот грех, который могут не простить люди, Бог прощает, если человек искренне кается и старается воздерживаться от всего дурного, плохого, и стараясь читать Священное Писание, укрепляет свою душу в добрых делах и делах милосердия…»