14 января по новому стилю (1 января по старому стилю) Православная Церковь празднует Обрезание Господне. Этот день знаменует собой соединение Ветхого Завета (в традиции отсечения крайней плоти, что было заповедано пророку Аврааму) и Нового Завета (в лице Богомладенца Христа, который, как писал свт. Димитрий Ростовский, проявил большее смирение, приняв на себя образ грешного человека).
Также в этот день воспоминают святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, одного из трех выдающихся каппадокийских Отцов Церкви IV в. – наравне с святыми Григорием Нисским и Григорием Богословом. В связи с этим церковная традиция определила служить в этот день Литургию св. Василия Великого, который был составителем этого чинопоследования.
Отдельно стоит отметить, что в этот день по устоявшейся народной традиции отмечается т.н. «Старый Новый год» – когда вспоминается празднование наступления новолетия по дореволюционной традиции. Впервые новогодние празднования в январе были установлены в Российской империи в 1699 г., однако сохранялся церковный юлианский календарь, который «отставал» от западнохристианского григорианского календаря на 13 дней. В связи с реформой календаря в ходе второй русской революции в начале XX в. этот временный разрыв был отменен.
Накануне, 13 января 2023 г., в Никольском храме Вознесенской Давидовой пустыни было отслужено всенощное бдение, которое возглавил благочинный монастырей Подольской епархии игумен Сергий (Куксов).
В сам день праздника, 14 января 2023 г. Никольский храм обители также принял прихожан. Игумен Сергий возглавил Божественную Литургию, Его Высокопреподобию сослужили благочинный обители иеромонах Гурий (Карпов), духовник братии иеромонах Алексий (Оболенский), а также настоятель Преображенского храма с. Старый Спас игумен Давид (Яковлев). По окончании службы духовенство монастыря совершило славление перед иконами Спасителя и свт. Василия Великого.
В своей проповеди глава Монастырского благочиния Подольской епархии и настоятель Давидовой пустыни отметил тайну Боговоплощения, воспоминаемого в празднике Рождества Христова, однако во исполнение ветхозаветного иудейского закона Богомладенца отнесли к первосвященникам для совершения заповеданной традиции.