Драматические события минувших веков привели к тому, что значительная часть подлинников документов об истории Давидовой пустыни не сохранилась. Первый раз обитель была разорена зимой 1618-1619 гг. запорожскими казаками гетмана Сагайдачного. В результате бесследно исчезли древние документы XVI в., включая первую жалованную грамоту царя Иоанна Васильевича Грозного на владение монастырем – «вотчинами, рыбными ловлями и всякими угодьями».
Большое количество монастырских документов, включая подлинник грамоты 1625 г. царя Михаила Фёдоровича Романова, погибло в огне пожара 12 июня 1901 г. Многие исторические материалы были утрачены после закрытия и разорения Давидовой пустыни в 1929 г.
Поэтому в настоящее время приходится буквально по крупицам собирать сведения по истории обители, используя все доступные источники – от публикаций дореволюцинного периода до немногих подлинных документов ХVII-ХIХ вв., сохранившихся в фондах РГАДА, архивов Москвы и Московской области.
В первом письменном упоминании об основании в 1515 году Вознесенской Давидовой пустыни содержится несколько интересных моментов, прояснение которых поможет лучшему пониманию истории одного из древних монастырей и культурных центров Подмосковья.
Вот запись 1602 г. в монастырском синодике (книга записи имён умерших для поминовения во время богослужения): «В лета 7023 (1515)… прииде в сию пустыню старец преподобный наш игумен Давид со двема старцами и с двема простыми мужи майя в 31 день».
Следует заметить, что местность, где был основан монастырь, даже 500 лет назад, в начале XVI в., можно было лишь с большой натяжкой считать глухой, безлюдной, пустынной. Хотя именно так сейчас чаще всего трактуется слово «пустынь». В действительности уже в те времена это была довольно населённая часть дворцовой Хатунской волости, принадлежавшей Московским великим князьям и царям всея Руси. Всего в нескольких вёрстах вверх и вниз по реке Лопасне много веков подряд жили принявшие христианство в ХI-ХII вв. славяне-вятичи: их селища тогда находились близ нынешних сёл и деревень Крюково, Карьково, Бавыкино, Талеж, Завалипьево и др. А совсем рядом, в полутора вёрстах, был Староспасский погост, где издревле стояла Преображенская церковь, жили люди. Кроме того, в XVI в. царь Иоанн Васильевич Грозный пожаловал Давидовой пустыни около десятка (!) близлежащих дворцовых деревень, которые к тому времени уже давно были населены крестьянами.
«Пустынью» в старину чаще всего называли место уединённых духовных подвигов монашествующих или небольшие монашеские общины. В дальнейшем возникающие на их основе монастыри, по традиции, могли сохранять название «пустынь» и имя своего основателя. Так и произошло с Давидовой пустынью.
Мы также видим, что и основатель святой обители преподобный Давид, и два его сподвижника, имена которых не сохранила история, названы «старцами». В православии старец – это не обязательно только лишь старший по возрасту монах. Так называли и называют людей прозорливых, великих молитвенников, имевших дар Божий быть духовными наставниками верующих.
Настоящим подвигом – и духовным, и физическим – было построение на пустом месте всего лишь тремя старцами и пришедшими с ними двумя «простыми мужи» первой деревянной церкви, обители и келий для жилья. Причём срубленная Вознесенская церковь, вероятно, была совсем не миниатюрной, а достаточно просторной, так как имела два придела (особых дополнительных алтаря) – во имя Успения Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца. Кстати, запись 1602 г. можно трактовать ещё и так: основателями обители были сразу же построены целых три стоящие рядом деревянные церкви – Вознесенская, Успенская и Никольская с трапезою (пристройкой в западной части храма для богослужений в зимнее время и общественных нужд прихожан).
Из записи следует, что уже в скором времени во вновь созданную обитель стали прибывать новые монахи, так как преподобный Давид и его первые помощники после построения церкви и келий «созва братию». Сколько их было в годы жизни первого игумена преподобного Давида и после его кончины (1529) – неизвестно. Но монастырь постепенно обустраивался и развивался. Достаточно сказать, что преемниками преподобного Давида с 1529 до 1602 г. были не менее 12 настоятелей монастыря.
Иоанн Васильевич Грозный, предпоследний государь из рода Рюриковичей (годы правления 1533-1584), помимо пожалования Давидовой пустыни вотчинами, начал строительство в монастыре первого каменного Вознесенского храма. Не известно, по какой причине, но тогда этот храм не был достроен. А поэтому несколько десятилетий в обители одновременно существовали две Вознесенские церкви – действующая деревянная и недостроенная каменная.
Срубленная еще руками преподобного Давида, Вознесенская церковь прослужила 85 лет – это средний возраст для деревянных церквей в нашей местности. В 1600 г. игумен Леонид построил новый деревянный храм Вознесения Господня на свои келейные деньги. Но простоял он в монастыре недолго, был аккуратно разобран и перенесён в находящееся рядом монастырское село Легчищево. Уже в писцовой книге за 1627 г было записано, что тогда в селе Легчищеве было целых две церкви: «Преображения Христова, древяна, клецки (сруб. – авт.), строение монастырское да приходских людей, да церковь святой мученицы Парасковеи, стоит без пения, ветха».
Это означает, что первая и более древняя («ветха») церковь в Легчищеве была во имя Параскевы Пятницы, и к этому времени в ней уже было практически невозможно проводить службы («стоит без пения»). Судя по всему, эта церковь была построена не позднее первой половины XVI в. А перенесённая из монастыря и вновь собранная в Легчищеве в первые годы XVII в. деревянная церковь стала именоваться Преображенской – местные жители и тогда, и до сих пор называют её Новоспасской. Это логично, т.к. Староспасская церковь Преображения Господня, находившаяся совсем недалеко на реке Лопасне, к тому времени существовала уже несколько веков. Вероятно, после освящения новой церкви в Легчищеве старая, «ветха» была разобрана. Но память о древней церкви осталась – в 1657 г писцовая книга свидетельствует, что в Преображенской церкви села Легчищево уже тогда был придел «великомученицы Парасковеи, нарицаемыя Пятницы».
Кирпичная Новоспасская церковь в Легчищеве была построена в 1842-1851 гг. В ней также сохранился Пятницкий придел и появился ещё один – Вознесенский, вероятнее всего, в память о том, что перенесённая на это место в начале XVII в. первая деревянная церковь в монастыре носила имя Вознесенской. С 2007 г. церковный приход в Легчищеве был возобновлён. Сейчас храм Преображения Господня, до неузнаваемости обезображенный после закрытия в 30-х гг. прошлого века, постепенно восстанавливается.
Согласно писцовым книгам, в 1627-1628 гг. в Давидовой пустыни стояли деревянная (уже третья) церковь Вознесения Господня с приделом Николая Чудотворца и по-прежнему недостроенная каменная церковь Вознесения Господня и Успения Пресвятой Богородицы.
Примерно в это же время (в 1626 г) по именному приказу «великой старицы» Марфы в Давидову пустынь были пожалованы дорогие ткани для церковного убранства на приличную по тем временам сумму 17 руб. 30 алтын 3 денги (17 руб. 91,5 коп.). Этот вклад сделала инокиня Марфа, в миру – Ксения Иоанновна Романова, мать царя Михаила Фёдоровича, а до монашества супруга Фёдора Никитьевича Романова, ставшего впоследствии Патриархом Московским и всея Руси Филаретом.
Запись в писцовой книге 1657 г. даёт некоторое представление о том, как выглядел тогда главный храм Давидовой пустыни: «…В монастыре церковь Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, да в приделе 2 престола – придел Успения Богородицы да Николы Чудотворца с трапезою, древяна, шатровая, о трёх верхах, ветха, строение монастырское и приходских людей».
В писцовой книге было отмечено, что тогда именно в деревянной Вознесенской церкви хранился образ Владимирской Богородицы: «…А по сказке той пустыни казначея с братьею, с тем образом пришёл в ту Давыдову пустыню чудотворец Давыд». Рядом с церковью была деревянная часовня, в которой «опочивал под спудом преподобный Давыд».
В 1676 г. Патриарх Московский и всея Руси Иоаким повелел разобрать каменную церковь, стоящую недостроенной около 100 лет и, видимо, уже превратившуюся в руины. На этом же месте к 1682 г. была построена новая каменная церковь в честь Вознесения Господня, «да по правую сторону против паперти придел в честь Успения Пресвятой Богородицы, а по левую во имя Святителя Николая с тёплою трапезою».
Тогда же, вероятно, была разобрана последняя (третья с момента основания монастыря) деревянная Вознесенская церковь, простоявшая около 70 лет.
Со времени возведения первого каменного храма в Давидовой пустыни (1682) не прошло и 60 лет, а уже потребовалась его капитальная перестройка. Вероятно, качество строительных работ в конце XVII в. оказалось довольно низким. В 1732 г. игумен Иаков писал в Святейший правительствующий Синод: «…В Вознесенском нашем монастыре, что слывёт Давыдова пустыня, в Московском уезде в Хотунской десятине имеется церковь Успения Пресвятыя Богородицы и на оной церкви глава развалилась и в ней своды рушатся и в церкви Божией и в алтаре полы все опали и огнили и божественная служба в ней служить невозможно. А святые врата каменныя развалились. И чтоб повелено было оную церковь для ветхости разобрать и построить вновь над святыми вратами во имя тот же храм Успения Пресвятыя Богородицы и о том строении дать им указ».
Указ был получен в кратчайшие сроки. Каменная Успенская церковь постройки 1682 г. была разобрана и построена на другом месте, над новыми Святыми вратами, которые тогда находились в северной стене монастыря, выходившей к крутому берегу Лопасни. С тех пор и до нашего времени здесь и стоит освящённая в 1740 г. церковь Успения Пресвятой Богородицы.
В РГАДА сохранился любопытный документ, подписанный 12 июня 1733 года, – «реэстр» (на современном языке – договор подряда), где перечислялись многие работы по достройке Успенской церкви.
Из документа можно узнать, что первоначально Успенская церковь была крыта «лещадью» – тонкими каменными плитками, а стены снаружи побелены. Размер церкви был относительно небольшой («а мерою трапеза и церковь длина и ширина осми аршин с четвертью», т.е. 5,7м х 5,7м).
Интересно, что подрядчиком при строительстве Успенской церкви был Андрей Степанов сын, крепостной крестьянин ближней деревни Еськино, принадлежавшей Давидовой пустыни. Тем не менее, согласно «реэстру», подрядчик-крепостной, да ещё со своими работниками, должен был до конца 1733 г. «за работу того церковного строения» взять с монастыря не только оговоренную сумму денег, но и «запасу муки ржаной 6 четвертей (464 кг), круп грешневых четь (116 кг), толокна полосмины (58 кг), гороху полосмины (58 кг), соли пуд (16 кг), солоду ржаного полосмины (58 кг), быка, 4 барана, масла коровья пуд (16 кг)».
Позднее, к 1745 г., железный крест на главе Успенской церкви был частично позолочен. В 1760-х гг. церковь покрыли деревянным тёсом, а её главу – черепицей. Проходящие под церковью «Святые врата с резной сенью» были вызолочены.
В 1730-е гг. вместо старой деревянной часовни над гробом преподобного Давида была построена первая в истории монастыря каменная колокольня (простоявшая до 40-х гг. XIX в., когда была построена новая, ныне существующая). В 1740 г. на средства жены статского советника Михаила Ивановича Бобрищева-Пушкина Анастасии Васильевны под колокольней была сооружена небольшая новая церковь в честь иконы Знамения Пресвятой Богородицы.
Именно в ней с тех пор и находится гроб преподобного Давида. В 1745 г. на колокольне Знаменской церкви было девять колоколов, самый большой из них весил 85 пудов (1360 кг). К началу 1760-х гг. на колокольне были впервые установлены «русские боевые часы с перечасьем».
Эта первая каменная церковь Знамения Пресвятой Богородицы простояла около 120 лет и в 60-х гг. XIX в. была разобрана. А на её месте построен новый, большего размера храм, освящённый 17 сентября 1870 г. В 1886 г. на храме была сооружена медная вызолоченная глава. Этот облик Знаменской церкви, где по сей день покоятся мощи основателя обители преподобного Давида, сохраняется до настоящего времени.
Юрий Кобяков,
краевед, староста д. Пешково,
с/п Баранцевское