Всего несколько строк можно было найти в печати и интернете о жизни и служении игумена Илария (Бабыкина) – последнего настоятеля перед закрытием Вознесенской Давидовой пустыни в 1930 году. Между тем, это был наш земляк, незаурядная личность с трудной судьбой. Крестьянин и ремесленник, послушник в монастыре, иеродиакон, иеромонах, казначей, а затем настоятель святой обители, приходской священник – таков долгий и драматичный жизненный путь игумена Илария, начатый и оконченный на родной для него Лопасненской земле.
В 500-летней истории святой обители было два трагических периода, когда она подвергалась осквернению и разорению.
Впервые это произошло в 1618 г., когда польские войска подошли к Москве с намерением свергнуть недавно избранного царя Михаила Фёдоровича Романова и посадить на престол Русского государства польского королевича Владислава. Тогда полякам помогал 20-тысячный отряд наёмников – «литовских людей и черкасов» (запорожских казаков) под предводительством гетмана Петра Сагайдачного, который на своём пути по русским землям предавал огню православные храмы и дома единоверцев, истреблял и малых, и старых. После неудачной попытки взять Москву, зимой запорожцы отходили на Украину через южное Подмосковье, где сожгли посад Серпухова, захватили и разграбили Вознесенскую Давидову пустынь, настоятелем которой был игумен Меркурий (1613-1624 гг.). Тогда, после ухода отряда грабителей, монастырская жизнь была довольно быстро восстановлена.
Спустя 300 лет, после революции 1917 г., начался длительный период упадка и разорения святой обители, который продолжался 75 лет. В самые тяжёлые времена – с 1923 г. и вплоть до закрытия Вознесенской Давидовой пустыни в 1930 г. – её настоятелем был игумен Иларий, вся жизнь которого была посвящена родному для него Лопасненскому краю.
Он родился в деревне Дедяково, одной из самых древних в Бавыкинской волости Серпуховского уезда. Впервые она упоминается в писцовых книгах 1627-1628 гг. как одна из деревень владений Вознесенской Давидовой пустыни – «Дедяково[1] на речке Безумне, а в ней крестьянских и бобыльских 10 дворов». Это означало, что уже тогда в Дедякове жило около 80 – 90 человек – для нашей местности после разрухи Смутного времени это было крупное селение. С тех давних пор Дедяково входило в приход Преображенской (Новоспасской) церкви села Легчищево, также принадлежавшего Давидовой пустыни.
С 1762 г. Дедяково стало казённой деревней, земля и крестьяне которой принадлежали государству. Это давало крестьянам определённые преимущества: они могли выступать в суде, владеть собственностью, заключать сделки. Что способствовало появлению в деревне состоятельных семей. В течение XIX в. и до революций 1917 г. был период расцвета Дедяково, ставшей одним из самых больших селений в Бавыкинской волости.
В 1852 г. в деревне находился 41 двор, где жили 419 крестьян (200 мужчин и 219 женщин). Через 34 года, согласно данным земской переписи 1886 г., в ней было уже 100 крестьянских дворов, в которых жили 600 человек (296 мужчин и 304 женщины). В начале ХХ в. численность жителей Дедяково сократилась лишь незначительно за счёт ухода части крестьян в города: на 1 января 1917 г. там было 90 домохозяйств (557 чел.). Род Бабыкиных тогда считался одним их старейших и наиболее влиятельных в деревне: в 14 дворах жили семьи этой фамилии (всего около 90 чел.).
В миру игумена Вознесенской Давидовой пустыни Илария звали Иван Фёдорович Бабыкин.
Его родителями были крестьянин д. Дедяково Фёдор Михайлович Бабыкин, 1840 г.р., и Пелагея Семёновна, 1842 г.р., «крестьянская дочь, вольноотпущенная от господина Арцыбашева». Из метрической записи 1859 г. об их бракосочетании в церкви с. Легчищево следует, что мать будущего игумена родом из сельца Воскресенки соседней Туровской волости Серпуховского уезда, владельцем которого и был тогда помещик Н.А. Арцыбашев.
В архиве удалось обнаружить запись в метрической книге Преображенской церкви с. Легчищево, согласно которой будущий игумен – Иван Фёдорович Бабыкин родился 19 июня 1862 г., а 20 июня был крещён приходским священником о. Александром Спасским (даты приводятся по старому стилю).
Детство И.Ф.Бабыкина прошло в большом сельском дворе, где (по данным земской переписи 1869 г.) вели совместное хозяйство три родных брата Бабыкиных – Алексей, 33 лет; Иван, 31 года; и Фёдор, 27 лет. Их отец Михаил Бабыкин к тому времени умер и главой хозяйства был старший из братьев. В двух избах жили близкие родичи в трёх поколениях, всего 17 человек – от трёхмесячного младенца до 71-летней матери братьев Бабыкиных Анны Петровны. Семьи сообща вели крепкое крестьянское хозяйство, в котором было 2 лошади и 3 коровы. Кроме земледелия братья занимались и традиционным для Дедяково ремеслом – выделывали овчины. Кстати, этот их семейный промысел развивался и процветал несколько десятилетий, вплоть до первых послереволюционных лет. Так, с 90-х гг. XIX века и до 1918 г. двоюродный брат будущего игумена Илария – Матвей Иванович Бабыкин – управлял деревенским кожевенным «заводом» по производству сафьяна и лайки, на котором, впрочем, трудились всего 4 рабочих, его родные братья.
Иван Бабыкин получил начальное образование в местной сельской школе. Скорее всего, это было ближайшее, находившееся в 3 верстах от его деревни, Легчищевское земское училище Бавыкинской волости, основанное в 1863 г. Тогда это училище обслуживало 9 селений, включая и д. Дедяково. Ежегодно до 50 детей учились в трёх группах – младшей, средней и старшей.
12 октября 1881 г. священник приходской Преображенской церкви в с. Легчищево о. Дмитрий Махаев обвенчал «Серпуховского уезда Бавыкинской волости деревни Дедяковой крестьянского сына Ивана Феодорова Бабыкина, православного исповедания, 19 лет», и «Серпуховского уезда Бадеевской волости села Лопасни крестьянскую дочь девицу Дарию Дмитриеву, православного исповедания, 21 ½ лет».
Сохранившиеся данные выборочной переписи 1886 г. дают некоторое представление об отеческом доме, ближайших родственниках и семье самого Ивана Фёдоровича Бабыкина.
Жили они тогда в отдельной избе. Его отцу Фёдору Михайловичу было 45 лет, он вместе со старшим сыном Иваном зарабатывал на жизнь выделкой овчин. Мама Пелагея Семёновна, 42 лет, вела всё домашнее хозяйство. Жена Ивана Фёдоровича, Дарья Дмитриевна, и одна из его сестёр Прасковья, 18 лет, помогали семье, занимаясь «размоткой шёлка» – популярным промыслом лопасненских крестьянок, который заключался в ручном сматывании тончайших нитей с коконов тутового шелкопряда.
К тому времени у Ивана Бабыкина было два сына – трёхлетний Павел и полуторагодовалый Пётр.
Его младшие братья – Герасим, 12 лет, и Алексей, 11 лет, – ещё учились в школе. Были также младшие сёстры – Татьяна, 8 лет, Елена, 7 лет, и годовалая Аграфена.
В июле 1905 г., после смерти жены, жизнь 43-летнего Ивана Фёдоровича Бабыкина резко изменилась – он ушёл от мирской жизни в монастырь, став послушником Вознесенской Давидовой пустыни. В этой святой обители 23 ноября 1906 г. был пострижен в монашество под именем Иларий. Рукоположен во иеродиакона 9 ноября 1907 г., во иеромонаха – 25 января 1908 г. Несколько лет был настоятелем монастырского подворья в Москве, включавшего часовню возле Москворецкого моста, где хранилась особо почитаемая древняя чудотворная икона Всемилостивого Спаса. Во многом благодаря трудам иеромонаха Илария в 1911-1912 гг., в преддверии 400-летия Вознесенской Давидовой пустыни, внешний вид московской часовни был обновлён, а внутри она была великолепно отделана. Как и тысячи других церквей и часовен, после революции, в 20-х годах, она была закрыта. Чудотворная икона Всемилостивого Спаса тогда же бесследно исчезла.
Иеромонах Иларий в 1911 г. был назначен казначеем Давидовой пустыни. В 1913 г. награждён набедренником, а в 1916 г. – наперсным крестом от Священного Синода. После кончины настоятеля Вознесенской Давидовой пустыни архимандрита Валентина (в миру Венедикта Егорова), Иларий с 8 апреля по 30 октября 1916 г. исполнял обязанности настоятеля святой обители.
С 1916 по 1923 гг., когда настоятелем обители был архимандрит Никон (в миру Николай Соловьёв), Иларий продолжал своё служение в монастыре. Именно в эти годы началось активное разрушение большевистскими властями уклада монастырской жизни, было конфисковано практически всё имущество, закрывались находившиеся в обители храмы.
В 1923 г., после назначения архимандрита Никона епископом в Пермскую епархию, Иларий в сане игумена стал последним настоятелем перед закрытием Вознесенской Давидовой пустыни.
20-е годы были временем стремительно набиравшей обороты богоборческой политики правящей тогда в СССР коммунистической партии – ВКП(б). Закрывались тысячи православных храмов, монастырей, часовен. Десятки тысяч священнослужителей лишали гражданских прав, изгоняли из церквей, оставляли без средств к существованию, арестовывали и отправляли в лагеря, ссылали в отдалённые регионы страны. Уже тогда генсек ЦК ВКП(б) Сталин (Иосиф Джугашвили) выдвинул тезис об «обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму», в ходе которой Русская Православная Церковь становилась одним из основных объектов для жестоких репрессий.
Не миновала чаша сия и многих насельников Вознесенской Давидовой пустыни, которых власти и органы ОГПУ воспринимали как опасных «государственных преступников», «легальную контрреволюционную силу, пользующуюся влиянием в массах». Один за другим властями закрывались монастырские храмы, несмотря на протесты верующих.
В конце 20-х годов ОГПУ активно собирало информацию о «контрреволюционной деятельности» монахов Давидовой пустыни, провело ряд арестов, после чего игумен и немногие оставшиеся насельники были изгнаны, а обитель к 1930г. полностью закрыта.
Тогда игумену Иларию было опасно возвращаться в родную деревню Дедяково, находящуюся всего в 3 км от монастыря. Один из его двоюродный братьев – Алексей Алексеевич Быбыкин – в 1937 г. был арестован и расстрелян за «контрреволюционную агитацию» (в 1989 г. реабилитирован). А два других двоюродных брата ещё с 1918 г. были причислены к «эксплуататорскому классу» и лишены избирательных прав: Матвей Иванович Бабыкин значился «заводчиком», а Иван Иванович Бабыкин – владельцем булочной в Москве.
Возможно, поэтому игумен Иларий после изгнания из Давидовой пустыни перебрался в соседний Серпуховский район, где некоторое время служил простым священником в церкви Казанской иконы Божией Матери, что на погосте Речма близ села Новинки. Кстати, такой выбор мог быть не случайным: эта церковь находилась всего в 1,5 км от Воскресенок, родной деревни матери игумена, где могли жить его родственники. Затем игумен Иларий, очевидно по возрасту и состоянию здоровья, оставил службу. По тогдашним законам он, как бывший священнослужитель, до 1937 г. был лишён избирательных прав, не мог получать пенсию и продуктовые карточки. В конце 30-е годов и Казанский храм разделил участь многих местных церквей: был закрыт, разорён, а последний его священник – Иоанн Голов – репрессирован.
22 декабря 1938 г. в возрасте 76 лет игумен Иларий (Иван Фёдорович Бабыкин) скончался от паралича сердца. Последние свои дни он провёл в д. Плешкино Лопасненского района – всего в нескольких километрах от Казанского храма, родного Дедяково и дорогой для него Вознесенской Давидовой пустыни.
Сведений о том, где упокоился прах игумена Илария, к сожалению, нет. Пока можно сделать лишь некоторые предположения
Первое. Для жителей д. Дедяково приходской была Преображенская (Новоспасская) церковь с. Легчищево. Там Иван Бабыкин был крещён, там он был обвенчан со своей женой. На кладбище при этой церкви веками хоронили его предков и родичей. Оно находится всего в 2 км от д. Плешкино. Кроме того, именно эта церковь исторически относилась к Давидовой пустыни. Но следует учесть, что в 1937 г. последний настоятель церкви в с. Легчищево, священномученик о. Владимир Красновский был расстрелян по ложному обвинению в «контрреволюционной агитации», а церковь была закрыта. Поэтому есть вопрос: разрешались ли в 1938 г. захоронения на прицерковном кладбище в Легчищево?
Второе. Нельзя исключать, что игумена Илария могли похоронить на кладбище церкви Преображения Господня села Старый Спас. Эта церковь – приходская для жителей д. Плешкино, где скончался священнослужитель. Она также недалеко от деревни, в 3 км. И самое главное – Староспасская церковь, где можно было отпеть покойного священнослужителя, никогда не закрывалась, даже в страшные годы сталинских репрессий.
О возможных потомках игумена Илария практически ничего не известно. Обнаружена лишь запись о том, что в 1917 г. живущим при Давидовой пустыни и даже участвовавшим в выборах депутатов Учредительного собрания значился его старший 35-летний сын – Павел Иванович Бабыкин (хотя, он не был ни монахом, ни послушником). Младший сын Петр родился 10 января 1885 г., других сведений о нём нет.
В середине 30-х гг. в д. Дедяково оставались жить близкие родственники игумена Илария: его родной младший брат Алексей Фёдорович Бабыкин, 1875 г.р., с женой Александрой Тимофеевной и их сыновья – Фёдор Алексеевич, 1909 г.р., и Михаил Алексеевич, 1917 г.р.
Хочется верить, что эта публикация в преддверии 500-летия возрождённой Вознесенской Давидовой пустыни поможет в поисках новых и уточнении имеющихся данных о жизни нашего земляка игумена Илария (Бабыкина), его служении на благо всех православных Лопасненского края.
Если у кого-то из читателей есть любые дополнительные сведения об игумене Иларии и месте его захоронения, о его возможных потомках, связанные с ними фотографии и документы, пожалуйста, откликнитесь: моб. 8-903-612-82-39, Кобяков Юрий Александрович.
Юрий Кобяков, краевед,
староста д. Пешково СП Баранцевское
[1] В статье название деревни дано таким, каким оно было в первом документальном упоминании 1627-1628гг. и в большинстве документов вплоть до конца XIX в., – «Дедяково», а не «Дидяково», как деревню именуют сейчас.