Изречения святых отцов:

Самые церковные облачения не для того устроены, чтоб ими украшать тело, но чтоб служили напоминанием, дабы мы облекали душу в ризу правды и в одежду спасения. И представляли бы ее Жениху Христу не нагую, но яко царицу, в ризах златых одеянну и преиспещренну.

— Митр. Платон (Левшин)
  YouTube-logo-full_color   IMG_1116   телеграмм

Очерки об игуменах

Преподобный Давид, игумен Вознесенский, Серпуховской чудотворец – основатель и первый игумен со дня основания обители 31 мая 1515 г. и по 19 сентября 1529 г., дня своей блаженной кончины. Его последователи – настоятели монастыря – до середины XVIII века носили сан игумена, лишь один из них был архимандритом. С введением штатов настоятели именовались строителями и были в сане иеромонаха, некоторые из них в XIX в. за личные заслуги получили сан архимандрита. Ниже мы приводим имена настоятелей Давидовой пустыни с настоящего времени до основания монастыря.

Игумен Сергий (с 2011 г.)

igumen_SergiyИгумен Сергий (Куксов Николай Геннадьевич) родился 18 июня 1976 г. в городе Ельце, Липецкой области, в семье священнослужителя. Отец – протоиерей Геннадий Васильевич Куксов, почил в 1990 г.  Мать – Куксова (Жидких) Евгения Макаровна занималась воспитанием восьми детей и домашним хозяйством.

Крещен во младенчестве с именем Николай, в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца. Будучи ребенком, в период обучения в средней школе села Панино Липецкой области, вместе со своими братьями и сестрами помогал отцу, прислуживая в храме.

После окончания средней школы, в период с 1993 по 1998 гг., нес иподиаконское послушание у архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия.

В период с 1998 г. по 2004 г. проходил обучение в Московской Духовной Семинарии.

Обучаясь в Московских Духовных школах, с сентября 1999 г. по апрель 2008 г. нес послушание иподиакона митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. С декабря 2003 г. по октябрь 2011 г. – эконом Московского епархиального управления.

11 июля 2005 г. принял монашеский постриг от митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в Преображенском крестовом храме Митрополичьей резиденции в Богородице-Смоленском Новодевичьем монастыре города Москвы. В монашестве наречен именем Сергий, в честь преподобного Сергия Радонежского.

12 июля 2005 г. совершена диаконская хиротония митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием в Никольском соборе города Серпухова.

13 июля 2005 г. распоряжением митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия был назначен клириком Новодевичьего монастыря.

28 апреля 2008 г. совершена иерейская хиротония митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием в Успенском храме Новодевичьего монастыря.

28 апреля 2008 г. распоряжением митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия был назначен настоятелем Преображенского крестового храма Митрополичьей резиденции в Богородице-Смоленском Новодевичьем монастыре.

15 июня 2008 г. распоряжением митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия был назначен старшим священником Новодевичьего монастыря.

Являясь клириком Новодевичьего монастыря, в 2006 г. поступил в Московскую Духовную Академию, которую закончил в 2009 г.

15 ноября 2010 г., в связи с передачей ансамбля «Новодевичий монастырь» Московской епархии и увеличением объема обязанностей экономской службы, распоряжением митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия был освобожден от должностей настоятеля Преображенского крестового храма Митрополичьей резиденции в Богородице-Смоленском Новодевичьем монастыре и старшего священника Новодевичьего монастыря.

За время несения послушания в Псковской епархии был награжден архиерейской благодарственной грамотой.

В период служения в Новодевичьем монастыре был удостоен следующих наград:
2000 г. – митрополичья юбилейная грамота «2000-летие Рождества Христова»;

2006 г. – Губернатором Московской области Б.В. Громовым награжден губернаторским знаком «Благодарю»;

2007 г. – митрополичья Благословенная грамота «В Благословение за усердные труды во славу Святой Церкви»;

2007 г. – митрополичья Благодарственная грамота «За жертвенную помощь в возрождении церковной жизни Московской Епархии»;

2007 г. – награжден знаком Губернатора Московской области Б.В. Громова «За труды и усердие»;

2008 г. – набедренник;

2008 г. – медаль Русской Православной церкви «1020 – лет Крещения Руси»;

2009 г. – наперсный крест;

2010 г. – медаль Московской епархии «За усердное служение» I степени.

7 октября 2011 г. – определением Священного Синода назначен настоятелем Вознесенской Давидовой пустыни.

2011 г. – губернатором Кемеровской области Аманом Тулеевым награжден медалью «За веру и добро».

2012 г. – медаль «В память 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года».

 

Епископ Роман Серпуховской, викарий Московской епархии (2005-2011 гг.)

архимандрит РоманЕпископ Роман (Гаврилов Геннадий Михайлович) родился 3 февраля 1957 г. в православной семье рабочих в городе Кольчугино Владимирской области.

В 1974 г. окончил 10 классов Беречинской средней школы и в этом же году поступил рабочим на завод имени Серго Орджоникидзе.

С 1975 по 1977 гг. служил в рядах Советской армии. По демобилизации из армии был направлен на работу инспектором в отдел охраны административных зданий города Москвы.

С 1978 по 1980 гг. обучался в Московском институте стали и сплавов.

Непреодолимое желание посвятить свою жизнь служению Богу и людям в чине иноческом побудило в праздник Преображения Господня 6/19 августа 1980 г. постричься в иночество. Постриг был совершен в Свято-Троицком храме с. Низкое Московской области иеромонахом Иосифом (Балабановым).

С 14 августа по 17 декабря 1981 г. нес послушание псаломщика в Свято-Параскевинском храме с. Великодворье Гусь-Хрустального района Владимирской области.

4/17 декабря 1981 г. в день памяти св. великомученицы Варвары и прп. Иоанна Дамаскина по благословению Высокопреосвященнейшего архиепископа Владимирского и Суздальского Серапиона (Фадеева) в домовой церкви Архиерейских покоев, что при Владимирском Епархиальном управлении, настоятелем Свято-Успенского кафедрального собора города Владимира, секретарем архиепископа Владимирского и Суздальского, благочинным церквей Киржачского округа архимандритом Алексием (Кутеповым) пострижен в монашество с наречением имени Роман, в честь св. Романа Киржачского, ученика преподобного Сергия Радонежского.

В день памяти святителя Николая Чудотворца в Свято-Успенском кафедральном соборе города Владимира архиепископом Владимирским и Суздальским Серапионом рукоположен в сан иеродиакона, а на следующий день, 7/20 декабря 1981 г., тем же Преосвященным архипастырем в том же соборе рукоположен в сан иеромонаха и стал клириком упомянутого собора.

С 1 по 20 января 1982 г. был клириком Князьвладимирского храма города Владимира.

С 20 января 1982 г. по 15 апреля 1986 г. — делопроизводитель Владимирского Епархиального управления.

В 1983 г. поступил в Московскую Духовную семинарию.

18 октября 1983 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом удостоен права ношения наперсного креста.

7 апреля 1985 г. в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы архиепископом Владимирским и Суздальским Серапионом возведен в сан игумена.

20 января 1986 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом к празднику Святой Пасхи награжден правом ношения палицы.

С 15 апреля 1986 г. по 2 декабря 1987 г. служил настоятелем Свято-Успенского храма города Петушки.

20 апреля 1987 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом удостоен правом ношения креста с украшениями.

2 декабря 1987 г. переведен в клир Кишиневско-Молдавской епархии.

22 декабря 1987 г. по 2 ноября 1990 г. определением митрополита Кишиневского и Молдавского Серапиона назначен на должность настоятеля Преображенского собора города Бендеры.

6 января 1988 г. митрополитом Кишиневским и Молдавским Серапионом возведен в сан архимандрита.

В связи с юбилеем 1000-летия Крещения Руси в 1988 г. Святейшим Патриархом Пименом награжден орденом святого равноапостольного великого князя Владимира III степени.

14 октября 1988 г. определением митрополита Кишиневского и Молдавского Серапиона назначен членом Епархиального совета Кишиневского Епархиального управления. В том же году награжден Патриархом Московским и всея Руси Пименом орденом Русской Православной Церкви преподобного Сергия Радонежского III степени.

В 1989 г. в ознаменование юбилея 400-летия учреждения Патриаршества на Руси Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом удостоен права служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до «Отче наш».

В 1990 г. избран членом президиума Общества милосердия города Бендеры Молдавской ССР.

18 февраля 1991 г. принят в клир Московской епархии и указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия назначен настоятелем Преображенского храма города Железнодорожного.

20 апреля 1991 г. указом митрополита Ювеналия назначен благочинным церквей Щелковского округа.

26 ноября 1992 г. назначен настоятелем Борисоглебского храма города Дмитрова Московской области с оставлением в должности благочинного церквей Щелковского округа и настоятеля Преображенского храма.

9 февраля 1993 г. избран в Епархиальный совет Московской епархии.

23 февраля 1993 г. Священным Синодом Русской Православной Церкви Московского Патриархата утвержден в должности настоятеля Борисоглебского мужского монастыря города Дмитрова Московской области.

С 26 марта 1993 г. по 9 ноября 1995 г. был благочинным церквей Балашихинского округа.

С 9 ноября 1995 г. по 7 октября 2005 г. был благочинным церквей Дмитровского округа.

С 19 сентября 1997 г. по 7 октября 2005 г. служил настоятелем Успенского кафедрального собора города Дмитрова Московской области.

28 июля 2003 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II награжден орденом преподобного Сергия Радонежского II степени.

10 декабря 2004 г. назначен благочинным монастырей Московской епархии.

С 13 мая 2005 г. по 18 октября 2005 г. являлся настоятелем Елисаветинской церкви города Дмитрова Московской области.

8 августа 2005 г. митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием поручено временное исполнение, по совместительству, обязанностей настоятеля Вознесенской Давидовой пустыни поселка Новый Быт Чеховского района Московской области и обязанностей благочинного церквей Чеховского округа.

7 октября 2005 г. Священным Синодом Русской Православной Церкви назначен настоятелем Вознесенской Давидовой пустыни поселка Новый Быт Чеховского района, Московской области и указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия назначен благочинным церквей Чеховского округа.

В 2006 г. окончил Московскую Духовную семинарию. На кафедре богословия написал по предмету «Основное богословие» дипломную работу на тему «Критический анализ мировоззренческой стороны трудов академика М.С.Норбекова». В этом же году зачислен на I курс экстерната Московской Духовной Академии (Богословское отделение).

10 августа 2006 г. Святейший Патриарх Алексий II за Божественной литургией в Смоленском храме Новодевичьего монастыря г. Москвы возглавил хиротонию архимандрита Романа во епископа Серпуховского, викария Московской епархии.

В 2008 г. окончил Московскую Духовную Академию.

Согласно определению Священного Синода от 5 октября 2011 г. епископ Роман назначен настоятелем Высоцкого монастыря города Серпухова Московской области.

 

Архимандрит Герман (1995 – 2005 гг.)

архимандрит ГерманАрхимандрит Герман (Хапугин Вячеслав Николаевич) родился 30 апреля 1965 года в г. Ликино-Дулёво Орехово-Зуевского района Московской области в семье рабочих.

В 1982 г. окончил среднюю общеобразовательную школу. С 1983 по 1985 гг. служил в рядах Советской Армии. В 1985 г. нес алтарное послушание в храме во имя вмч. Никиты села Кабаново Орехово-Зуевского района. В 1985-1986 гг. был чтецом в Казанско-Пятницкой церкви с.Туголес Шатурского района Московской области.

В 1986-1989 гг. исполнял обязанности псаломщика в Ильинской церкви г. Серпухова. 21 июня 1987 года по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия благочинным церквей Серпуховского округа иеромонахом Иосифом (Балабановым, ныне епископ Биробиджанский) был пострижен в мантию с именем Герман, в честь преподобного Германа Аляскинского.

8 января 1989 г. митрополитом Ювеналием был рукоположен в сан иеродиакона, а 15 января того же года – в сан иеромонаха с назначением настоятелем Покровского храма г. Хотьково. В связи с реорганизацией в 1992 году прихода в женский ставропигиальный монастырь Указом Святейшего Патриарха Алексия II назначен священником ставропигиального Свято- Покровского женского монастыря в Хотькове.

В 1994 г. Святейшим Патриархом награжден правом ношения наперсного креста. 5 января 1995 г. согласно поданному прошению освобожден Святейшим Патриархом от послушания в Покровском монастыре г.Хотьково и направлен в распоряжение митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия.

11 января 1995 г. назначен настоятелем Вознесенской церкви Давидовой пустыни поселка Новый Быт Чеховского района Московской области. 1 июня 1995 г., согласно постановлению Священного Синода Русской Православной Церкви о возрождении в Вознесенской Давидовой пустыни монашеской жизни и назначении настоятеля обители, митрополитом Ювеналием был возведен в сан игумена с вручением игуменского жезла.

В 2000 г. к празднику Пасхи Святейшим Патриархом удостоен награждения палицей и крестом с украшениями. Указом Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия назначен благочинным церквей Чеховского округа Московской епархии. 14 августа 2004 г. за Божественной литургией в храме Всемилостивого Спаса Вознесенской Давидовой пустыни митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием игумен Герман был возведен в сан архимандрита.

26 июля 2005 г. был найден убитым в своей келье. Отпевание 29 июля 2005 г. совершено митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием.

 

Архимандрит Иларий (1923-1929 гг.)

Последним настоятелем перед закрытием обители был архимандрит Иларий (Бабыкин), уроженец города Серпухова, в течение многих лет бывший настоятелем подворья обители в Москве. Окончательно обитель была закрыта в октябре 1929 г. Братия обители была частью репрессирована, частью разошлась. После закрытия обители архимандрит Иларий служил в церкви погоста Речма села Новинки Серпуховского уезда.

 

Игумен Никон (1916-1923 гг.)

В миру Николай Петрович Соловьёв (1868 — после 1927). Окончил курс в Московской Духовной Семинарии. 29 февраля 1892 г. был рукоположен во священнослужители Спасской церкви в г. Дмитрове Московской губернии. Состоял заведующим и законоучителем местной церковно-приходской школы. 12 мая 1909 г. награждён набедренником.

После смерти жены в сентябре 1910 г. по собственному прошению был уволен за штат, а 7 ноября 1910 г. пострижен в монашество в Николо-Перервинском монастыре. С 1 сентября 1911 г. состоял преподавателем Перервинского училища глухонемых. В мае 1914г. решением Святейшего Синода награждён наперсным крестом. В ноябре 1915 г. был назначен ризничим монастыря.

В октябре 1916 г. назначен настоятелем Вознесенской Давидовой пустыни в звании игумена, в каковое и был возведён Преосвященным Модестом Епископом Верейским 30 октября 1916 г.  Впоследствии возведён в сан архимандрита.

Постановлением Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода № 209 от 6 сентября 1923 г. в Оханске Пермской епархии учреждена викарная епископская кафедра, с назначением на неё настоятеля Давидовой пустыни Московской епархии архимандрита Никона (Соловьёва), с поручением временного управления Пермской епархией.

Зимой 1923/1924 годов был арестован и содержался 3 месяца в Бутырской тюрьме.

В 1924 году — временно управляющий епископ Сергиевский, викарий Московской епархии. В это же время был настоятелем в церкви Архангела Михаила в городе Сергиев Посад.

С 1924 года по 1927 год — епископ Кузнецкий, викарий Томской епархии Западной Сибири.

Дальнейшая его судьба неизвестна.

 

Архимандрит Валентин (1893 -1916 гг.)

Из мещан Тверской губернии, родился и 1848 г., обучался в городской школе г. Твери. В 1861 г. поступил в послушники в Николо-Пешношскй монастырь, был келейником у ирхимандрита Мефодия, по смерти которого перешел в Белопесоцкий монастырь, здесь пострижен в монашество, посвящен в иеро­диакона и иеромонаха, в 1884 г. с игуменом Иоанникием переведен н Давидову пустынь, где был назначен вначале ризничим, а потом казначеем. В 1893 г. избран в строители, возведен в сан игумена и архимандрита; награжден орденом св. Анны 3 и 2 ст.

Усердием и трудами о. архимандрита Валентина обитель приведена в полный порядок и благоустройство как внутри, так и снаружи. Число братии заметно увеличено, св. храмы благоукрашены, некоторые вновь построены, перестроены здания для монастырских служб, не забыто и просвещение окрестного населения. В частно­сти: выстроен новый холодный храм во имя Всемилостивого Спаса, внутри украшен новым золоченым иконостасом с новонаписанными иконами и художественною стенною живописью, приобретена но­вая драгоценная утварь, устроен металлический престол, стоимо­стью в 4 т. р., — все это совершено усердием и средствами настоя­теля и некоторых благотворителей и стоило до 120 000 рублей.

Выстроен новый корпус, в котором в одной половине устроена братская трапезная и при ней храм во имя Всех Святых, внутри расписанный и украшенный усердием и средствами настоятеля и некоторых благотворителей, в другой половине корпуса помеща­ются 16 братских келий. В Никольской церкви вновь вызолочен иконостас и четыре киота, вновь переделан дубовый паркетный пол, на горнем месте помещена новая писанная на стекле картина, вся церковь украшена новою живописью с новою уборкою. Все это стоило 15 000 рублей. Вызолочены главы на церквах Никольской,

Успенской и Вознесенской и украшены различными священными изображениями, вновь написанными по золотому фону.

В Знаменской церкви вновь высеребрена гробница Преподобно­го Давида и вызолочена на ней риза на средства одной благотвори­тельницы, стоимостью в 1000 р.; под главой помещено семь свя­щенных изображений, писанных по золотому фону. Вызолочена глава на колокольне. Выстроен новый двухэтажный каменный на­стоятельский корпус. Построена каменная, одноэтажная богадельня на 8 человек и при ней больница. Конный двор из монастыря пере­веден за ограду, где построен двухэтажный корпус вверху для бра­тии, внизу для рабочих, при нем — сараи и конюшни. Вновь пере­строены скотный двор и каменная кузница. Выстроена новая ка­менная баня со сводами, асфальтовыми полами и изразцовыми сте­нами, подземный ход к ней по случаю его ветхости переделан вновь; рядом с баней устроена прачечная. На средства настоятеля устроен и проведен водопровод в настоятельские и братские келии и по различным службам: кухню, хлебную, квасоварню, гостинницы, конный и скотный дворы и проч. Устроены теплицы на рельсах для цветов и овощей, по монастырю проложены асфальтовые до­рожки от колокольни до церквей и к настоятельскому корпусу. При лесных дачах вновь построены две сторожки с дворами при них.

Окончена начатая еще при архимандрите Иоанникии и открыта в 1894 году мужская двухклассная церковно-приходская школа, здание ее — внизу каменное, вверху — деревянное. Построена дру­гая церковно-приходская школа, одноклассная, смешанная, поме­щается в каменном одноэтажном здании на границе монастырской и причтовой села Легчшцева земли. В школе дается ученикам обед. За устройство школы в 1906 г. с разрешения митрополита Влади­мира о. архимандриту Валентину от благодарных родителей подне­сен золотой наперсный крест.

 

Архимандрит Иоанникий (1884-1893 гг.)

Происходил из вольноогпущенных крестьян Нижегородской губернии, учился в уездном училище. В молодых летах много странствовал по русским святым местам и монастырям. В 1854 г. поступил в Давидову пустынь в число послушников. В 1862 г. переведен в Белопесоцкий монастырь, где митрополитом Филаретом в 1865 г. пострижен в монашество, рукоположен во иеродиакона, затем — иеромонаха, определен казначеем и строителем. В 1869 г. возведен в сан игумена, в 1873 г. награжден наперсным крестом, в 1878 г. — палицею. В 1884 г. перемещен в настоятели Давидовой пустыни, в 1887 г. возведен в сан архимандрита. В 1892 г. загражден орденом св. Анны 3 степени, а в 1893 г. перемещен в настоятели Задонского Богородицкого первоклассного монастыря. Состоял блюстителем Духовного Училища и Попечителем церковно-приходских школ уезда. Награжден орденом св. Анны 2 ст. (1896 г.), крестом и медалью в память Священного Коронования (1897 г.), благословением Святейшего Синода с выдачею Библии (1898 г.) и орденом св. Владимира 4 ст. (1899 г.). Скончался 19 января 1902 г., в три часа пополудни.

«Он отличался простотою, нестяжательностью и благотворительностью. Будучи сам честнейшим монахом в исполнении монастырского устава, нравов и обычаев, в том направлении словом, делом и примером воспитывал и вверенную ему братию. В личной, частной, келейной жизни всему предпочитал молитвенное уединение. Он старательно заботился в управляемых обителях об украшении храмов драгоценными иконостасами, иконами, росписанием стен, о богослужении, пении, чтении истовых, стройных, выразительных; красивой, богатой ризнице и утвари церковных. Он наблюдал везде как внешнюю, так и внутреннюю чистоту, порядок, аккуратность, старался о прочности, удобствах помещений и свежести питания для братии и пр. В сорок монастырей и церквей внес вечные вклады на поминовение себя и своего рода. Он много лет страдал ревматизмом и большою опухолью ног, полученными еще во время своего послушничества, на черных трудах рыбных ловлях, рубке леса, уборке хлеба в полях. За восемь дней до кончины принял схиму с прежним именем Иоанна».

Отпевание совершил преосвященный Владимир, епископ Острогожский, викарий Воронежский. Владыка и наместник монастыря, игумен Леонид при погребении произнесли речи, посвященные памяти почившего.

Отец наместник, обозревая жизнь о. Иоанникия, в своей речи говорил: «46 лет ты пребыл в монашеском звании, притом же более 36- и служителем алтаря Господня и последовательно настоятелем трех иноческих обителей. Настоятельский пост и посох вручил тебе мудрый митрополит Московский Филарет, который, как и сам, так и преемники его Московские же митрополиты в течение 28-и лет оказывали тебе особенное благоволение. Тебе поручены были труднейшие послушания — забедневшие и расстроенные Белопесоцкую и Давидову пустыни привесть в добрый порядок, и ты первую в 19, вторую в 9 лет привел в полное благосостояние. За то, Промысл Божий увенчал твои труды назначением по определению Святейшего Синода в настоятели благоустроенной, красивейшей Задонской обители и служением новому великому угоднику Божию — св. Тихону; обители, в которую ты за время 8-летнего управления вложил много опытности, пользы и красоты к ее преуспеянию. Твое управление здесь отличалось спокойствием, как возможным счастием на земле. Задонская нищая и бедная братия, заключенные в тюрьме, долго будут помнить твое сострадание к ним, голодным и неимущим.

Происходя из самого простого звания, вольноотпущенных крестьян, не получив школьного образования, но глубоко изучивши Священное Писание, предание св. Отец, заветы монашеского жития, уставы канонические, благоповедение общественное и гражданское, как сам знал вся потребная, яже к житию и спасению, так словом, делом и примером успешно руководил вверенные тебе монастыри и братию их. Причем благодушно переносил испытания и искушения, случающиеся во всяком многолюдном учреждении, состоящем из людей разных возрастов, образования, развития, сословия, воспитания; и особенно в монастырях, стоящих в мире сем, но обязанных жить не от мира сего. Ты с любовью возлагал на себя немощи слабых и неопытных, со смирением укрощал непокорных и строптивых; с твердостью защищал обиженных и угнетенных. Главное же твое качество было непоколебимая вера православная в Бога и Промысл Его относительно себя, всякого человека и житейских событий в мире сем. К душе твоей не поражались ни сомнения, ни мудрования века сего, ни своемыслие. В силу такой веры ты всегда имел возженный и украшенный светильник молитвы, дабы, подобно евангельским мудрым девам, рано и поздно сретить Господа Иисуса Христа. Ты не любил мира, ни яже в мире (Иоан. 11, 15); поборол в себе похоть плоти, похоть очес и гордость житейскую; шел навстречу не к радостям жизни, представляющимся грешникам бесконечными, но навстречу ее болезням концу—смерти. В суждениях о делах монастырских, общественных, в частных беседах с людьми простыми и просвещенными, трудные вопросы, недоумения и сомнения разрешал просто, ясно, точными словами Священного Писания, святых Отец и примерами христианской практики».

Коснувшись последних дней жизни почившего схиархимандрита Иоанна, о. наместник сказал: «5-го сего января во время служения им крещенской вечерни и водоосвящения, уже десятки лет страшно больные ноги его окончательно ослабели, и началось старческое изнеможение. 12-го числа почувствовав приближением кончины, он несколько раз сказал келейнику и ближайшему послушнику своему, иеромонаху Серафиму: «отхожу ко Господу Богу моему», поспешил исповедаться, причаститься Тела и Крови Христовых, особороваться св. елеем и принять схиму. В остальные дни силы его больше и больше угасали, и 19-го сего января месяца ровно в 3 часа пополудни тихо угасли».

Похоронен схиархимандрит Иоанн в задней палате нижней церкви монастырского собора.

 

Архимандрит Иосиф (1865-1884 гг.)

Пострижен в монашество в Троице-Сергиевой Лавре, где прожил 17 лет и был просфорником, с 1859 г. был строителем Берлюковской пустыни, в 1865 г. переведен в Давидову. 30 мая 1865 г. произведен в игумена митрополитом Филаретом на Троицком подворье. По ходатайству митрополита Филарета, Иосифу объявлена Высочайшая благодарность за пожертвование 4000 р. ежегодно сберегаемых из экономической монастырской суммы на пособие учителям духовно-учебных заведений, а за учреждение стипендии в Московской духовной семинарии преподано благословение Святейшего Синода. 15 мая 1868 г. награжден золотым наперсным крестом. В 1874 г. произведен в сан архимандрита, а в 1883 г. награжден золотым наперсным крестом из Кабинета Его Императорского Величества. Архимандрит Иосиф после долговременной болезни скончался 11. июля 1884 г. и погребен в церкви Знамения Пресвятой Богородицы за правым клиросом. Погребение совершал Алексий, епископ Дмитровский, викарий Московский (впоследствии архиепископ Литовский и Виленский) с архимандритами: Иосифо-Волоколамского монастыря Сергием и Серпуховского Высоцкого Иннокентием.

 

Игумен Варлаам (1854 -1865 гг.)

Из вольно-отпущенных людей, в монашество пострижен в Оранском Богородичном монастыре Нижегородской епархии, с 1834 г. был строителем Остроезерского монастыря, в начале 1845 г. принят в Спасо-Вифанский монастырь, в 1848 г. сделан строителем Гефсиманского скита, в 1849 г. за болезнью от должности уволен и помещен в Лаврскую больницу, в 1850 г. определен строителем Махрищского монастыря, 3 шля 1853 г. назначен экономом Лавры и членом учрежденного собора ее. 23 июля 1854 г. определен в строители Давидовой пустыни. Во игумена произведен 2 сентября 1856 г. митрополитом Филаретом на Троицком подворье. Имел золотой наперсный крест. Умер 11 января 1865 г., 64-х лет от роду. По словам архимандрита Пимена, настоятеля Николо-Угрешского монастыря, Варлаам — «человек добродушный и гостеприимный». Погребен в пустыни около Никольского храма.

 

Игумен Паисий (1843-1854 гг.)

В миру Петр Ильич Соколов, из тульских дворян, сын секретаря Тульского губернского Правления, родился 19 января 1806 г. На пятом году начал учиться грамоте, мать обучала его азбуке и частью священной истории. Восьми лет был отдан в первый класс Тульского уездного училища, через три года был переведен в гимназию, откуда в октябре 1822 г. поступил в Императорский Московский Университет, где продолжал науки по отделениям словесному и медицинскому. Не докончивши курса, в 1 826 г. Промыслом Всевышнего посвятил себя жизни монашеской и поступил в Краснослободский Спасо-Преображенский монастырь 6 сентября того же года.

19 января 1827 г. указом духовной Консистории определен в число послушников. 24 декабря того же года пострижен в рясофор.

22 сентября 1828 г. посвящен в стихарь Иринеем, епископом Пензенским, в монастыре.

13 сентября 1830 г. пострижен в монашество и назван Паисием.

26 Февраля 1833 г. посвящен во иеродиакона Иоанном епископом Пензенским, в Пензенском соборе.

Указом Пензенской духовной Консистории от 28 августа 1834 г. вытребован с согласия в Пензенский архиерейский дом, 19 февраля 1835 г. определен помощником эконома, 24 того же февраля посвящен во иеромонаха, а 1 апреля утвержден в должности эконома до усмотрения. 30 июня награжден набедренником, а 10 июля утвержден настоящим экономом.

2 сентября 1836 г. по прошению от должности уволен. 16 сентября по своему желанию возвратился в Краснослободский монастырь.

2 мая 1837 г. уволен для излечения в Москву.

20 сентября 1837 г. перемещен в Спасо-Вифанский монастырь, а затем был казначеем Можайского Лужецкого монастыря (с 22 января 1839 г.) и Иосифова Волоколамского монастыря (с 11 июня 1839 г.), настоятелем Давидовой пустыни (с 31 марта 1843 г.), благочинным общежительных монастырей (с 30 сентября 1853 г.), настоятелем Лужецкого монастыря (с 18 июля 1854 г.) и Московского Покровского монастыря (с 17 августа 1859 г.), где и скончался 11 апреля 1860 г.

В сан игумена был возведен 2 февраля 1850 г., а в сан архимандрита 18 июля 1854 г. при назначении в Лужецкий монастырь. Состоя настоятелем этой обители, продолжал проходить должность благочинного, в 1854 г. был сделан членом Можайского духовного Правления, а в 1857 г. — наместником Чудова монастыря. В Давидовой пустыни он оставил по себе память деятельнейшего и попечительнейшего настоятеля.

О. Паисий был человеком благочестивой жизни, как это видно из его писем к его другу, иеромонаху Иосифу, полагавшему начало монашеской жизни вместе с ним в Краснослободском монастыре, и из писем к одной благочестивой девице, после — монахини, по его совету поступившей в монастырь, писанных сначала из Давидовой Пустыни и законченных незадолго пред смертью в Покровском монастыре. Кроме этих писем заслуживают внимания его письма к другим лицам и несколько писем к нему Бородинской игуменьи Марии (Тучковой). В «Московских Епархиальных Ведомостях» (за 1875-1877 гг.), а затем отдельной книгой были напечатаны: «Жизнь», им самим составленная и доведенная до 1831 г., «Краткий послужной список», также им составленный и доведенный до 1839 г., его наставления братии Покровского монастыря, копия с духовного завещания, писанного за шесть дней до смерти, речь, сказанная на его родине приходским священником пред панихидой при первом известии об его кончине, письмо его, когда он был 20-летним юношей, к своим родителям, у которых испрашивает благословения для вступления в монашество, и письма к о. Иосифу, Интересно отметить некоторые места из этих писем, писанный из Давидовой пустыни. «Благодарение Богу! Начинаю привыкать к обители, мне порученной. Хорошо, что я постепенно привыкал к таковой должности и опытом проходил; надеюсь быть способным. Слава Богу! Здесь ничего дурного не встретил.

Братство все, кажется, доброе, скромное и мною, как видно, не тяготится. Место очень хорошо, — строением смиренное, похоже несколько на высокую гору. В монастыре есть сады и еще за монастырем сад, довольно большой, с плодами, яблок мочится на целый год для трапезы по праздникам. Хозяйство довольно хлопотливо, а из братии мало к тому способных. По приезде моем с о. протоиереем Серпуховским в обитель, церемонная встреча братиею меня много сконфузила. Мне хотелось быть запросто. Не знаю, мои ли уж ноги вступали во врата обители, за которую я должен дать ответ Богу. Не мог равнодушно слышать при первом возношении на ектении о отце нашем строителе иеромонахе П., признаюсь, облилось сердце и глаза слезами».

Прося позволения в свои приезды в Москву останавливаться на подворье того монастыря, где в это время о. Иосиф был казначеем, о. Паисий писал: «У нас нет пристанища, кроме тесной часовни, а лошади всегда становятся на постоялом дворе без надзора». «Благодарение Богу! я здоров. Время и не вижу, как летит, и спокойствием пользуюсь в покойном братстве». «В часовне нашей умерло двое (от холеры), а доходы умножились много; в обители же, по милости Божией, болезни не было». «Бывшая болезнь миновала нас, в окрестности же смертность была довольная, и в обители больные были, но не умерли». «Тружусь, хлопочу, забочусь, изнуряюсь и строю, а Бог весть для кого, своих же дел не вспоминаю, а ответ дать надо». «Мы милостию Божиею живы, здоровы, покойны, а настоящего покоя чаем в земле». «Общежития я не променяю и на митру». «Ежели бы назначили к переводу, должность сдам, а сам останусь в числе братии здесь». «Вчера мы проводили от себя нашего милостивого владыку, погостил покойно два дня. Остался очень доволен, надо еще более при помощи Божией трудиться, чтобы заслужить милости его к пользе обители». «Зимою думал — отдохну от забот, но они не перемежаются. Недавно обожгли известки бочек до 1000, роют камень и возят лес из пожертвованных двух десятин». «Пока есть время — потрудимся, а покой от нас не уйдет».

Интересные факты:

  • гроб, в котором положен о. Паисий, им самим, как знавшим столярное мастерство, сделан за полгода до смерти и оклеен клеенкою под дуб.
  • благотворил всем без различия;
  • в великие праздники Рождество и Пасху любил посещать больных из своей братии, даже и послушников, давать им чаю, сахару и денег;
  • когда отлучался из монастыря, никогда никому не сказывал, куда и надолго ли, и кучер его никогда не знал, куда поедет. Выезжая, по спине тронет своею рукою кучера, и это значит: поезжай прямо, по левой стороне плеча, это значит: поезжай в левую сторону, а по правой — в правую. Где нужно остановиться, опять посредине спины тронет. Выезжал иногда за час до вечерни и, по сделании добра, для чего  более и выезжал, сейчас же приезжал к вечерни. Братия монастыря из ленивых, сначала не зная времени его приезда и предполагая, что к вечерне он скоро не вернется, оставляли церковную службу, но ошибались в своих расчетах и, получив от него выговор за леность, всегда уже ходили исправно в церковь;
  • если когда сам не бывал за службою, что бывало очень редко, то его отвлекали от службы монастырские обязанности, или обязанности по благочинию;
  • в праздности время не любил провождать. В свободные часы от служб церковных он в своем кабинете клеил рамки, столярничал, шил белье и полушубки для известных ему бедных;
  • пищу употреблял такую же, какую и братия. Серебряных ложек не имел и не употреблял. Лисьего платья не имел и шелкового не носил;
  • келью свою, кроме одного кабинета, не запирал. И на вход постороннего бедного, когда отдыхали его келейники, всегда сам выходил из своего кабинета и, выслушав нужду, удовлетворял чем мог. А когда недоставало у него самого денег на какую-нибудь крайнюю нужду бедняка, то писал письма к известным ему благотворителям в Москве, чтобы они помогли такому-то и в такой-то нужде.

 

Строитель – иеромонах Афанасий (1838-1843 гг.)

Из вдовых священников, постриже­ник Орловского архиерейского дома. Был наместником Саввино – Сторожевского монастыря, откуда в конце июля или в начале авгу­ста 1838 г. определен в настоятели Давидовой пустыни, а 31 марта 1843 г. переведен в экономы Чудова монастыря, где в 1852 г. скон­чался и погребен на кладбище Московского Покровского монастыря.

 

Строитель – иеромонах Геннадий (1833-1836 гг.)

Был келейником у строителя Николо-Пешношского монастыря, иеромонаха Максима, известного своею высокою жизнью. На Пешноше с успехом проходил казначейскую должность. Был строителем Махрищского монастыря, откуда и переведен в Давидову пустынь резолюцией митрополита Филарета от 13 января 1833 г., а 2 февраля 1836 г. уволен от должности с переводом в братство Екатерининской пустыни, Подольского уезда Моск. губ. Скончался в 1851 г. и погребен на кладбище Московского Покровского монастыря.

 

Строитель – иеромонах Иосиф (1832-1833 гг.)

Определен из Коломенского Богоявленского Старо-Голутвина монастыря 24 марта 1832 г., а 28 февраля 1833 г. по прошению уволен обратно в Голутвин, где и скончался в 1848 г. На прошении его об увольнении от должности по неспособности к таковой, по слабости здоровья и по врожденной нерасторопности и о дозволении возвратиться в Старо-Голутвин монастырь 13 января 1833 г. последовала резолюция митрополита Филарета: «Уволить без рассуждения, потому что он послушание доказал и дозволить возвратиться в Старо-Голутвин».

 

Строитель – иеромонах Иоанникий (1816-1832 гг.)

Пострижен в монашество в Давидовой пустыни в 1800 г., проходил разные послушания, был духовником братии и казначеем. 17 июля 1816 г. резолюцией архиепископа Августина был определен настоятелем Давидовой пустыни, а в 1832 г. по старости от должности уволен. За отсутствием настоятеля с 9 октября 1836 г. по. 25 июля 1838 г. снова управлял монастырем. По резолюции митрополита Филарета от 25 июля 1838 г. переведен в больницу Николо-Пешношского монастыря, где и скончался в 1842 г.

 

Строитель – иеромонах Арсений (1803-1816 гг.)

Обучался российской грамоте, родом из купечества, в монашество пострижен б апреля 1790 г. в Николо-Пешношском монастыре; 5 октября 1790 г. произведен во иеродиакона, а 29 января 1796г. во иеромонаха, пять лет исправлял на Пешноше казначейскую должность, а 16 июня 1803 г. определен в строители Давидовой пустыни, 16 марта 1816 г. по резолюции архиепископа Августина был уволен от управления с определением в Чудов монастырь, в том же году скончался и погребен на кладбище Московского Покровского монастыря.

 

Строитель – иеромонах Иосиф (1798-1803 гг.)

Из Николо-Пешношского монастыря вступил в Давидову пустынь (как отмечено в синодике) для заведения общежития 14 ноября 1798 г. и находился по 1 августа 1803 г.

 

Строитель – иеромонах Павел (1796-1798 гг.)

В 1798 г. переведен в экономы Троице-Сергиевой Лавры, где с 22 декабря 1798 г. отправлял две должности: экономскую в Лавре и казначейскую в Спасо-Вифанском монастыре. 3 августа 1801 г. оставлен только Вифанским казначеем. В 1815 г. за старостью лет переведен в Лавру в число братства с назначением его членом учрежденного Собора Лавры.

 

Строитель – иеромонах Сильвестр (1792-1796 гг.)

Из иеромонахов Троице-Сершевой Лавры, определен на должность строителя обители 16 сентября 1792 г.

 

Строитель – иеромонах Иоакинф (1789-1792 гг.)

Упоминается с 27 июня 1789 г. На него были жалобы, и митрополит Платон заметил в пустыни «расстройство, а в строителе малое старание и способность, так что служить некому», почему в 1792 г. он был уволен от должности.

 

Строитель – иеромонах Иоасаф (1788-1789 гг.)

29 января 1789 г. переведен в Оптину Введенскую пустынь Козельского уезда, Калужской губернии, а в 1791 г. уволен и выбыл в Москву.

 

Строитель – иеромонах Ираклий (1777-1788 гг.)

В миру — Иван Евреинов, по одним сведениям родом еврей, а по другим – польской нации, сын шляхтича, коллежского регистратора и российского публичного нотариуса, тело которого предано земле в Донском монастыре. В монашество пострижен 1 апреля 1764 г. в Киевском Межигорском монастыре, в 1770 г. переведен в Чудов, где он жил келейником при Амвросии (Зертис-Каменском), архиепископе Московском, и в 1771 г. скрылся от убийц его. Впоследствии он был крестовым иеромонахом и ризничим, в 1774 г. — казначеем в Чудовом монастыре, а с 1777 г.— строителем Давидовой пустыни. 13 января 1788 г. определен во игумена Московского Знаменского монастыря, в 1797 г. (а по другим сведеньям в 1799 г.) посвящен в архимандрита Златоустова монастыря. В феврале 1800 г. перемещен в Волоколамский Иосифов монастырь, 14 апреля 1804 г. — в Богоявленский, 28 июля (или 30 апреля) 1811 г. — в Московский Данилов, где и скончался 15 сентября (или 31 октября) 1815 г. на 73 году от рождения и погребен в монастырской ограде. Московский митрополит Платон, видимо, любил о. Ираклия и дорожил им. 13 марта 1804 г. он писал митрополиту Новгородскому Амвросию: «Прошу усердно архимандрита Ираклия перевесть в Богоявленский монастырь. Старец для меня нужный. Ему все одно, но для меня ближе и отлучками в монастырь от меня не отвлекается».

 

Строитель – иеромонах Варнава (1770-1777 гг.)

Сын дьячка, учился российской грамоте и письму, пострижен в монашество в 1760 г. в Чудовом монастыре, где был житенным, подъэкономом и казначеем. 29 января 1769 г. назначен строителем Екатерининской пустыни, а в июне 1770 г. переведен в Давидову, был управителем в Хатунском духовном Правлении, в 1772-1773 гг. — при описи ризницы Московского Архангельского собора, с 1772 г. — эконом Московского Архиерейского дома, в 1774-1777 гг.— наместник Чудова монастыря. В 1777 г. переведен в Николо-Угрешский монастырь, в июле 1791 г. уволен на покой. Погребен в Спасо-Вифанском монастыре, где сохранился надгробный памятник со следующей на нем надписью:

«Скрывает камень сей игумена Варнаву,

Хозяин добрый был, хотя простого нраву.

Умел и собирать,

Любил и раздавать;

Различных должностей был верный исполнитель,

Пустынь Екатерининской, Давидовой строитель,

Игуменом потом Угрешским был,

А после в Чудове наместником служил».

 

Строитель – иеромонах Мисаил (1766-1769 гг.)

Природою был из молороссийского шляхетства, находился в службе в полковой Нежинской Канцелярии при письменных делах с 1749 по 1756 г., 7 декабря 1756 г. пострижен в монашество Киевским митрополитом Тимофеем и определен в Киевскую Консисторию к письменным делам, а 16 числа при отъезде митрополита в Москву взят им с собою и находился при нем перводиаконом и соборным старцем, исправляя всякие письменные дела и экзаменаторскую должность, 15 августа 1766 г. посвящен в иеромонаха, а 4 сентября определен строителем Давидовой пустыни с тем, чтобы управляя ею, жить ему в кафедре Его Высокопреосвященства при прежней своей в обучении священников и диаконов должности. В конце июля 1767 г. он подал в Консисторию следующее прошение: «Давыдова пустынь — монастырь заштатный, оставленный на своем пропитании и требующий рачительного и прилежного о нем старания и попечения, чего исправить из находящейся ныне во оном монастыре за отбытием бываю казначея, иеромонаха Иоасафа братии ни един не может, да и монастырский порядок и благочиние хотя довольные даны были от меня и словесные и письменные приказы не с такою, как надлежит, наблюдается точностью». В виду этого он просил «дабы в рассуждении вышеописанных обстоятельств как монастырская экономия не могла придти в крайнее разорение, а чрез то и в пропитании не последовало бы скудости, так и от небрежения надлежащего благочиния не произошло бы каковых худых и монашескому чину непристойных неприличностей», просил об увольнении его в монастырь. Желание его было исполнено: он был уволен от обучения священников и диаконов. В 1768 г. он был наместником Чудова монастыря. В 1769 г. уволен от настоятельской должности.

 

Архимандрит Паисий (1765 – 1766 гг.)

В то же время состоял наместником Чудова монастыря, а ранее был строителем Столбовского Николаевского монастыря, Севского уезда Орловской губернии.

 

Игумен Никон (1761 – 1765 гг.)

Происходил из малороссиян.  Был соборным иеромонахом и кафедральным ризничим, произведен 4 января 1762 г., ему же велено быть управителем Хатунского духовного Правления. В 1765 г. подал прошение об увольнении по слабости здоровья и по наветам священников. На его прошении митрополит Тимофей 21 февраля положил следующую резолюцию: «Просителя сего честнейшего игумена Никона от игуменской должности пастырской увольняем». На его место был назначен строителем казначей Калужского Лаврентьева монастыря, иеромонах Иоасаф, но он, по-видимому, не был в Давидовой пустыни.

 

Игумен Паисий (1761 г.)

Определен в июне 1761 г. Прибыл из Киева вместе с митрополитом Тимофеем, был иеромонахом в Чудове монастыре и произведен во игумена Давидовой пустыни. В 1761 г. Паисий писал в малороссийском вкусе самые нежные письма к митрополиту, объясняя, когда он прибыл в пустынь, какие переделки там начал производить. На одном из таких писем от 30 августа митрополит написал: «Иеродиакон Иринах объявил нам словесно, что от его пречестности (т.е. Паисия) прислано на конюшню нашу двенадцать четвертей овса. Поблагодарить. Бывала ли когда такая с показанной пустыни обсылка? Это рачительная делает экономия и говорливое к кафедре нашей усердие». 24 декабря того же года сделан наместником Чудова монастыря.

 

Игумен Гедеон (1760 – 1761 гг.)

Произведен из соборных иеромонахов и экзаменаторов ставленников 15 августа 1760 г. митрополитом московским Тимофеем в успенском соборе. Говорил проповедь в 1761 г. в Успенском соборе по назначению Синодальной конторы.

 

Игумен Пахомий (1754 – 1760 гг.)

До 1751 г. был строителем Полбинской Предтечевской пустыни Брянского уезда Орловской губернии, а затем крестовым иеромонахом кафедрального Чудова монастыря. Произведен во игумена Давидовой пустыни 20 мая 1754 г. епископом Филимоном. В протоколе Консистории об его определении говорится: «Будучи ему, игумену Пахомию, в той пустыни себя и братию содержать чинно, честно, трезвенно и беспорочно и во всем поступать по силе правил св.отец, Духовного регламента и Ея Императорского Величества указов непременно». В 1760 г. по собственному прошению уволен.

 

Игумен Иерофей (1745 – 1753 гг.)

Определен из Московского Новоспасского монастыря. Упоминается в мае 1745 г.

 

Игумен Иосиф (1740 – 1744 гг.)

Переведен из Екатерининской пустыни Подольского уезда Московской губернии. Упоминается в октябре 1744 г.

 

Игумен Филарет (1734 – 1739 гг.)

Из ризничных Московского Симонова монастыря произведен во игумена 21 декабря 1734 г. Синодальным членом, Иоакимом, архиепископом Ярославским и Ростовским, а затем отпущен в пустынь, с тем, чтобы ему «благочестно братию и служителей и крестьян содержать, как указы повелевают, а пустыню, церкви, церковныя и монастырския казенныя всякия вещи и все прочее освидетельствовать по прежним описаным книгам при знатной той пустыни братии и учинить всему тому две описных книги», в которых обозначить прибылые и убылые вещи, одну из этих опасных книг оставить в пустыни, а другую прислать в Московскую Синодального Правления Канцелярию.

 

Игумен Иаков (1727 – 1733 гг.)

Из наместников Чудова монастыря. Участвовал в процессиях при погребениях Императора Петра II и в 1732 г. Великой княжны Параскевы Иоанновны. Умер в конце 1733 г. или в самом начале 1734 г.

 

Игумен Симон (1722 – 1727 гг.)

 

Игумен Дионисий (1721 г.)

 

Игумен Димитрий (1721 г.)

В октябре 1721 г. переведен в Московский Новинский монастырь.

 

Игумен Митрофан (1719 – 1721 гг.)

В миру – Константин Шеинков, из дворян, Белоградский помещик, в военной службе был капитаном, в монашество пострижен в 1713 г. Курского Знаменского монастыря архимандритом Александром, в 1714 г. митрополитом Илларионом рукоположен в иеродиакона, с 1715 г. жил в Троице-Сергиевом монастыре, был строителем Московского Богоявленского монастыря, в 1719 г. митрополитом Сарским и Подонским  посвящен во иеромонахи и игумены Давидовой пустыни, в 1721 г. определен инквизитором, в том же году был при следствии о Ростовском епископе Георгии Дашкове, а в 1722 г. – судьею в Белоградском архиерейском доме, в 1723 г. посвящен в архимандриты в Святогорский монастырь, в 1729 г. прислан в Курский Знаменский монастырь на обещание свое, был в Коренной пустыни, потом снова архимандритом в Святогорском монастыре и, наконец, с 1733 г. в курском Знаменском монастыре, от которого был отрешен по касавшимся до него делам. В сентябре 1740 г. вызван в Петроград для очередного священнослужения, в феврале 1741 г. по своей просьбе отправлен в Знаменский монастырь. В 1746 г. назначен в следственную о раскольниках Комиссию в Москве. В 1747 г. отбыл в Голутвин монастырь. 3 августа 1747 г. переведен в настоятели Пафнутьева Боровского монастыря, где в июле 1763 г. умер и погребен. В 1749 – 1758 гг. состоял членом Московской Духовной Консистории.

 

Игумен Иезекииль (1713 – 1719 гг.)

Из казначеев Московского Златоустова монастыря

 

Игумен Кирилл (1709 -1712 гг.)

 

Игумен Павел (1708 г.)

 

Игумен Савватий (1691 – 1702 гг.)

 

Игумен Лаврентий (1687 – 1689 гг.)

Скончался 2 августа 1689 г. и погребен в обители, что видно из сохранившейся надгробной плиты, которая была вделана в стене старой Знаменской церкви. На этой плите вырезано вязью: «лета 1689 2 августа преставился раб Божий сея обители игумен Лаврентий и погребен на сем месте»

 

Игумен Авраамий (1676 – 1685 гг.)

Был настоятелем Давидовой пустыни до 1685 г. Иноческое пострижение принял в Спасском пустынном монастыре на реке Кезе (Балахинского уезда, Нижегородской епархии, упраздненном в 1764 г.), как это видно из рукописного жития суздальского митрополита Иллариона. Об Авраамии, когда он еще был монахом известно, что на пути в Москву зашел он во Флорищеву пустынь Владимирской епархии. Блаженный Илларион, строитель этой пустыни, известный прозорливостью (умер в сане митрополита Суздальского 14 декабря 1708 г.), советовал ему не оставаться в Москве, но воротиться скорее в свой монастырь. «Делай как хочешь – прибавил он – будешь игуменом, архимандритом, наконец и архиерейства удостоишься прежде меня, но пользы тебе не будет». Так и сбылось. Авраамий из казначеев Саввино-Сторожевского монастыря в 1676 г. (по словам описания сего монастыря, изд. В 1888 г. в 1680 г.) был назначен игуменом Давидовой пустыни, откуда в 1685 г. переведен в архимандриты Московского Спасо-Андроньева монастыря. 9 января 1687 г. посвящен в сан митрополита Рязанского и Муромского. 8  марта 1700 г. указом царя и патриарха  «за старость и за очную скорбь», а по некоторым сведеньям по клевете одного из бывших при нем клириков, уволен от управления епархией и жил на покое в Московском Знаменском монастыре, где и умер 27 февраля 1708 г.

 

Игумен Филофей (1664 – 1671гг.)

 

Игумен Леонид (упоминается в 1660 г.)

 

Игумен Андреян (упоминается в 1658 г.)

 

Игумен Авраамий (упоминается в 1658 г.)

 

Игумен Савватий (1653 – 1657гг.)

 

Игумен Дионисий (упоминается в 1651г.)

 

Игумен Иона (упоминается в 1648 – 1650гг.)

 

Игумен Антоний (1624-1639 гг.)

Определен в 25 февраля 1624 г., упоминается до 1639 г.

 

Игумен Меркурий (упоминается в 1613 г.)

 

Игумен Леонтий

При нем в 1602 г. написан синодик

 

Игумен Леонид

Упоминается в 1602 г. как строитель Вознесенского деревянного храма

 

Игумен Антоний

 

Игумен Ефимий

 

Игумен Александр

 

Игумен Меркурий

 

Игумен Макарий

 

Игумен Мисаил

 

Игумен Иоанникий

 

Игумен Лаврентий

 

Игумен Акакий

 

Игумен Феодосий

 

Игумен Кирилл

 

Игумен Трофиллий

 

Преподобный Давид (1515 – 1529 гг.)