Прп. Давид, полагая основание обители, создал храм в честь Вознесения Господня, Успения пресвятой Богородицы и Святителя Николая с трапезою.
Долгие столетия храмы на Руси были в основном деревянными. Это касалось как приходских церквей, так и монастырских. Лишь самые богатые обители могли возводить каменные храмы. Не являлась исключением из общего правила и Давидова пустынь.
В первые десятилетия существования Давидовой пустыни все ее церкви были выстроены из дерева. Уже при преподобном Давиде их было две, причем соборный Вознесенский храм имел придел. Как свидетельствует монастырский синодик 1602 года, основатель монастыря «постави церковь во имя боголепнаго Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в пределе поставив церковь Пресвятые Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Мариям честнаго и славнаго Ея Успение, а с трапезой постави церковь во имя иже во святых отца нашего Николы Чюдотворца». Эти древнейшие храмы, как и все позднейшие деревянные постройки, не сохранились. В 1600 году на средства игумена Леонида была возведена новая деревянная Вознесенская церковь, которая, надо полагать, заменила обветшавшую и разобранную церковь времени преподобного Давида, впоследствии перенесенный в село Легчищево. По описи 1627-1628 годов в монастыре существовал деревянный храм в честь Вознесения Господня с приделом в честь святителя Николая Чудотворца с трапезной. В 1657 году на территории монастыря находились деревянная шатровая церковь Вознесения Господня «о трех верхах» с двумя престолами в приделах во имя Успения Божией Матери и святителя Николая, Знаменская часовня, в которой под спудом почивали мощи преподобного Давида, деревянные колокольня с пятью колоколами, хозяйственные постройки и ограда, а также недостроенный каменный Вознесенский собор.
Собор Вознесения Господня
Строительство Вознесенского собора началось еще в XVI веке, вероятно, при Иване Грозном. Но возведение храма не довели до конца. Лишь в 1676 году по непосредственному указу Патриарха Иоакима строительство продолжили, а после его окончания, в 1682 году, был выдан антиминс к освящению новопостроенной церкви. От XVI столетия сохранились фундаменты и частично стены. Здание собора представляет собой двухъярусный четверик, завершенный пятиглавием. Барабан центральной главы являлся световым. С востока к четверику примыкает трехчастная апсида, доходящая до середины четверика. В момент постройки с западной, южной и северной сторон собор был окружен крытой двухэтажной галереей, а с северо-восточного и юго-восточного торцов вплотную к нему примыкали приделы. К настоящему времени сохранились лишь придел на юго-востоке, посвященный Успению Пресвятой Богородицы, а также южная и частично западная галереи. Центральную часть свода несут четыре подпружные арки, которые, в свою очередь, опираются на два несущих внутренних столпа. Южный и северный нефы перекрыты лотковыми сводами. Такая конструкция является необычной для русской храмовой архитектуры и во второй половине XVII века практически не встречается.
Считается, что существующая система сводов Вознесенского собора стала следствием смешения первоначального замысла завершения храма, относящегося к XVI столетию, и проекта окончательного строительства. Фасады собора прорезаны прямоугольными окнами, по два с каждой стороны, за исключением восточной, где окон нет вообще. Окна украшены традиционными для XVII века каменными наличниками в виде колонок с килевидными завершениями. Углы четверика отмечены сдвоенными полуколонками. Стены завершаются фризом из поливных изразцов и поясом килевидных кокошников. Изразцы также украшают пространство между ярусами галереи. Барабаны глав установлены на квадратные постаменты, украшенные кокошниками; центральный барабан украшает аркатура.
История
В 1627-1628 гг. в обители по документам значится деревянный храм, который называется как «Церковь Вознесения Христова да придел Николы Чудотворца с трапезрю, древяна клетцки, строение монастырское и приходных людей». Этот храм, по-видимому, был перестроен и в 1657 г. описывается так:
«Церковь Вознесения да в придел два престола Успения и Николая Чудотворца, с трапезою, древяна шатровая, о трех верхах, ветха, строение монастырское и приходских людей. А в церкви в олтаре: на престоле образ Пречистыя Богородицы Одигитрия, индитья выбойчатая, мелкотравная, евангелие печатное в десть, позолочено, бархат червчат, евангелисты серебряные, басебные, крест воздвизальный обложен серебром басебным, на жертвеннике двои сосуды белые оловянные, третьи деревянные; царские двери и столпцы и сень, царские двери писаны на празелени; деисусовъ в трех тяблах, в нижним поясу среди Спасов образ, по сторонам по пяти образов, а в верхних в двух тяблах праздники и пророки по 12 образов, да над царскими двеьми по тяблам и по стенам пядниц 16 образов, писаны на вохре. Да в церкви книг: 2 псалтыря со следованием, печатные в десть, 2 октоя – один печатной, другой письменной в десть; минея общая печатная в десть; маргарит печатной в десть; соборник письменной в полдесть; книга Ефрема Сирина с Саввою печатной в десть; книга о вере в десть; триодь письменная постная; триодь цветная печатная – обе в десть; два служебника: один строй, другой новаго выхода, потребник иноческой печатной в десть; часослов печатной в десть; книга Николино житие печатное в полдесть; житие Александра Свирскаго да Михаила Клопскаго да житие Сергия Чудотворца письменное – все в полдесть. Да местных образов: по праву сторону образ Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в киоте, оклад басемной, 6 венцов резных; образ Пречистой Богородицы Владимирския, оклад и венец басемной, а по сказке той пустыни казначея с братьею с тем образом пришел в ту Давыдову пустыню чудотворец Давыд; образ Успения Пречистые Богородицы писан на празелени в киоте, образ Николы Чудотворца в киоте, оклад и венец и цата басменые, да в прикладе гривна серебреная резная; 2 свечи больших писаны красками розными, 4 риз, 3 епитрахили, 2 стихаря, 2 поручей, 2 кадила медных, 2 паникадила медных, а в них по 12 шанганов, чаша медная луженая водосвятная».
Еще при царе Иоанне Васильевиче (Грозном) была начата постройка каменного храма в честь Вознесения Господня и Успения Пресвятой Богородицы, «а строение было государево». Однако она долгое время оставалась не оконченною. Патриарх Иоаким повелел разобрать эту постройку и на том же месте построить каменную церковь в честь Вознесения Господня да по правую сторону против паперти придел в честь Успения Пресвятой Богородицы, а по левую по имя Святителя Николая с теплою трапезою. Постройка церкви началась, как свидетельствует запись в синодик, 4 мая 1676 г. А в 1682 г. по грамоте того же патриарха был выдан антиминс к освящению новопостроенной церкви.
В соборной церкви Вознесения Господня при игумене Иоанникие (1816-1832 гг) был устроен новый иконостас.
В 1833 году игумен Геннадий докладывал митрополиту Филарету о том, что в соборной церкви вместо ветхого устроен новый вызолоченный иконостас, а святые иконы в нем возобновлены, и что престол пришел в ветхость и требует нового устройства. Митрополит 21 апреля приказал старый иконостас из описи исключить и если что в нем есть годное, то разрешил отдать в бедную церковь, где понадобится. Святой антиминс велено с престола снять и внести в другую церковь, престол снять с прилежным осмотром, не окажется ли в нем св. мощей и древних антиминсов, каковые, буде окажутся, надлежит представить ему в Москве; дерево ветхого престола сжечь в церковной печи и пепел всыпать под церковь в непопираемое место или в текущую реку, вместо ветхого устроить новый престол в правильную меру и когда готов будет к освящению, рапортовать с приложением чертежа положения престола и алтаря.
В 1885 г. церковь расписана стенным живописным письмом с исправлением и перезолотою двух клиросов, откосы сделаны из накладного мрамора, а подоконники – из итальянского. В 1886 г. сделан новый мозаический цветной пол с амвоном и одною ступенью итальянского мрамора. В 1891 г. поставлены новые каркасы, и все пять глав вновь перекрыты, кресты и главы вновь вызолочены червонным трех-четвертным золотом на мардане по особому способу. На средней шейке с четырех сторон написаны на цинке на золотом поле четыре картины. Тогда же церковь росписана масляными красками.
К 1915 году старый соборный храм в честь Вознесения Господня имел пятиярусный иконостас, украшенный колонами с фронтонами, царские двери новые, иконы – конца XVIII в. Из икон должно отметить: а) Богоматери Владимирской, XVIII века, с надписью на ризе: «покойного надворного советника Василия Емельянова 1833 г августа 13», две местных: б) Спасителя и в) Богоматери, конца XVII в. над южной дверью: г) Нерукотвореннаго Образ, над северной – Знамение, начала XVIII . На южной двери: Архидиакон Стефан и на серединой – Ангел Хранитель, XVIII.
В алтаре у жертвенника: а) икона с изображением апостолов Петра и Иоанна Богослова, Знамения Богородицы, апостола Павла и Иоанна Златоуста, Николая Чудотворца и Александра Свирского, Богоявления, Кирилла Белозерского, Иоанна Дамаскина, конца XVII века и б) икона Нерукотвореннаго Спаса, конца XVII века.
Рядом с алтарем располагалось два отделения: в левом помешается ризница и библиотека обители, в правом – резное изображение Спасителя на кресте на каменной Голгофе. Над входом в правое отделение находится икона Знамения Пресвятой Богородицы с приписью на полях, Иакова Персянина, мученика Георгия и преподобных Макария и Онуфрия. На ризе имеется надпись: «Знамение Пресвятой Богородицы, моление Михаила Стефанова сына Балыматова 1716 году».
Своды храма поддерживаются двумя столбами, на которых помещены иконы: а) святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, б) Успения Пресвятой Богородицы первой половины XVIII века, в) св. Константина и Елены, г) Трех вселенских святителей, д). кн. Владимира и Ольги, е) Нерукотвореннаго Спаса первой половины XVIII века. Стены храма украшены изображениями преподобных, апостолов и последних дней Спасителя.
Храм имел пять глав и был построен на старом фундаменте, заложенном еще царем Иоанном Васильевичем Грозным. Подвал его представлял собой обширное помещение, частью оштукатуренное, с едва заметными следами росписи, что указывало на то, что здесь располагался нижний храм.
В октябре 1929 года обитель была закрыта, настоятельский корпус забрали под сельхозтехникум. В братских корпусах разместились общежития для учащихся, в храмах обители, поражавших прежде величием своей красоты, устроили гаражи и склады.
В 1995 году монашеская жизнь в стенах древней Давидовой пустыни была возобновлена.
В 1999 году был восстановлен купол Вознесенского собора.
Собор Вознесения Христова был освящен 5 июня 2003 года архиепископом Можайским Григорием.
Храм в честь святителя Николая Чудотворца, выстроенный в стиле классицизма, примыкает к Вознесенскому собору с севера.
Здание в плане прямоугольное, увенчано фронтонами и куполом на барабане с главкой над ним. Исследователи отмечают, что купол Никольской церкви перекрывает и как бы маскирует сомкнутые своды в интерьере, которые являются архаичными для построек такого типа начала XIX столетия. С восточной стороны к зданию прилегает полукруглая апсида, равная по ширине и высоте основному объему храма. Два ряда окон прорезывают пространство церкви, включая апсиду. Церковь имеет богатый декор, представленный лепными фризами с растительными орнаментами, гирляндами и масками.
История
В 1728 году было разрешено в Николаевской теплой церкви на престоле вместо ветхого одеяния положить вновь одеяние, а в холодной Вознесенской церкви вместо ветхого престола построить вновь престол во имя Вознесения ж Господня и освящение учинить по чину.
В 1804 году было дозволено бывшую смежно с соборным храмом Вознесения Господня церковь святителя Николая за ветхостью разобрать и построить вновь, отступя от собора, с братскою трапезою и кухнею внизу. На построение ее, между прочим, была издержана вся денежная монастырская сумма.
В XIX веке в Никольской церкви при игумене Иоанникии (1816-1832 гг) на четырех местных иконах сооружены серебряные ризы по 20 ф. серебра в каждом усердием крестьянина Ивана Добрякова, который определился в братство пустыни и скончался под именем монаха Иоасафа. В 1848 г. церковь была расписана за 800 рублей. В 1853 году между Вознесенским собором и Никольской церковью было выстроено здание ризницы и библиотеки, соединившее храмы.
При архимандрите Иосифе (1865-1884 гг) сделана духовая печь. В 1870 году устроен новый престол, освящение которого 18 сентября совершал митрополит Московский Иннокентий. В 1885 году произведена уборка, стены вновь расписаны, поставлена на горнем месте золоченая киота.
4 мая 1890 года по неосторожности свечника, который не погасил свечи на панихидном столике, в 8 часов утра произошел пожар. Сгорел весь панихидный столик, Владимирская икона Богоматери в киоте и обгорел деревянный пол. Пожар был погашен настоятелем, архимандритом Иоанникием, с братией и рабочими. Церковь вся окоптилась, после чего была промыта, иконостас очищен, и живопись стенная исправлена. От неизвестных благотворителей устроены две резные киоты, вызолоченные на полименте, ценою в 500 рублей. Устроена новая глава, медная, вызолоченная червонным золотом гальванически. Под нею поставлены восемь икон – изображений святых, писанных на цинке по золотому полю. Верх купола церкви перекрыт железом и окрашен на масле медянкой. В 1891 г. церковь расписана масляными красками. Неизвестными благотворителями вновь сделаны две клиросные киоты, вызолоченные на полименте, ценою в 1000 рублей, к ним поставлены железные решетки с медью, вызолоченные на мардане. В 1892 году был сооружен новый иконостас и освящен 3 мая.
К 1915 году в Никольском храме был заново вызолочен пятиярусный иконостас с новыми иконами, устроенный в 1913 году. Четыре иконы в серебряных ризах начала XIX века. За клиросами помещены новые вызолоченные киоты с иконами за правым – Нерукотвореннаго Спаса в серебряной ризе, копия с чудотворной, находящейся в часовне у Московского моста в Москве, а за левым – Страстной Богоматери, устроенная иждивением настоятеля, архимандрита Валентина (1893-1916). Сооружены две вызолоченные киоты в трапезной части храма; на горнем месте вновь написано Воскресение Христово. Стены вновь расписаны орнаментами и разными священными изображениями. Сделаны новые полы дубового паркета; устроен новый притвор с таким же полом. Все работы по обновлению храма стоили более 13 000 рублей. Освящение было совершено 13 января 1914 года.
В октябре 1929 года обитель была закрыта, в Никольском храме был открыт поселковый клуб. Купола храма были уничтожены.
В 1995 году монашеская жизнь в стенах древней Давидовой пустыни была возобновлена.
В 1999 году в обители восстановлены купола Никольского храма.
Храм свт. Николая был освящен в 2004 году митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием.
Второй по времени возведения сохранившейся постройкой Давидовой пустыни является церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Она была выстроена в 1740 году над северными воротами обители. Храм принадлежит к распространенному в то время типу «восьмерик на четверике». С востока к его основному объему примыкает граненая апсида, с запада – трапезная с воротами под ней. Над восьмериком возвышается купол, увенчанный в свою очередь небольшой главкой на граненом барабане. Четверик храма прорезан с севера и юга двумя рядами полуциркульных окон, украшенных прямоугольными наличниками. Каждая грань восьмерика имеет по одному окну, обведенному наличниками в виде колонок с килевидными завершениями. Углы объемов храма отмечены пилястрами.
История
К 1732 г. церковь Успения Пресвятой Богородицы была весьма ветха: глава развалилась, своды рушились, в церкви и алтаре полы все опали и огнили и божественной службы в ней служить было невозможно, а святые врата, каменные, развалились. По прошению игумена Иакова было разрешено эту церковь разобрать и построить вновь над святыми вратами врата в честь Успения ж Пресвятой Богородицы. 4 августа 1740 г., дозволено эту церковь освятить, так как она в это время была «совсем совершена и в ней царские двери и святыя иконы поставлены».
По описи 1745 г. на святых вратах церковь Успения, каменная, с трапезою, об одной главе, крест железный, местами позолочен, церковь крыта камнем, а трапеза тесом, а в 1764 г. покрыта тесом, выкрашена красною, а глава обита черепицею. Иконостас столярного дела о трех ярусах посеребрен, иконы писаны на красках. В 1762 г. царские двери вызолочены, над ними – резная вызолоченная сень.
В XIX веке в церкви Успения Пресвятой Богородицы при игумене Иоанникии (1816-1832 гг.) был устроен новый иконостас. При игумене Геннадии (1833-1836 гг.) трапеза покрыта железом. В 1833 году игумен Геннадий докладывал митрополиту Филарету о том, что иконостас отделан вновь, а пол настлан новой лещадью. 21 апреля митрополит приказал старый иконостас из описи исключить и, если что в нем есть годное, то разрешил отдать в бедную церковь, где понадобится. При архимандрите Иосифе (1865-1884 гг.) церковь возобновлена, оштукатурена внутри и снаружи, расписана живописью, а в некоторых местах поставлены иконы, писанные на полотне. Сделана духовая печь.
К 1915 году храм Успения Пресвятой Богородицы имел иконостас четырехъярусный, вызолоченный, украшенный колоннами. Вверху – резное Распятие с предстоящими. Из икон можно отметить: великомученицы Екатерины, половины XVIII в., Успение, Спаситель с припадшими Преподобными Сергием и Варлаамом, апостолы Петр и Павел, Тайная Вечеря, Рождество Пресвятой Богородицы и Введение Ее во храм – половины XVIII в. Царские двери – позднейшие. В трапезной части храма обращали на себя внимание две иконы: Нерукотворенного Спаса и Богоматери, письма одного мастера. На первой имелась следующая надпись: «написася сей святый образ 1717 изограф Ларион Сергиев по обещан… Василия Семенова». Здесь же иконы: Иосифа песнописца в память 4 апреля 1866 г. и Александра Невского в память 25 мая 1867 г. Уборка стен, а также и на одной из них картина Коронования Пресвятой Богородицы, начала XIX вв. В трапезной части храма на стене написаны Ветхозаветная Троица и притча о мытаре и фарисее.
В октябре 1929 года после закрытия обители в Успенском храме находился спортивный зал сельхозтехникума.
В 1995 году монашеская жизнь в стенах древней Давидовой пустыни была возобновлена.
Центральное храмовое ядро ансамбля Давидовой пустыни завершает здание церкви в честь иконы Божией Матери «Знамение». Она была построена в 1867-1870 годах перед Вознесенским собором и Никольской церковью с запада, вплотную к ним. Это одноглавый четверик, перекрытый сомкнутым сводом с притвором. Фасады церкви украшены декоративными кокошниками, окна – наличниками с килевидными завершениями. Стены над фундаментами декорированы поясом филенок. По углам расположены пилястры.
История
Изначально на месте этого храма существовала деревянная часовня, в которой под спудом опочивал Преподобный отец Давид. В 1657 году в ней находились: образ Пречистыя Богородицы Одигитрии да деисусы на одной цаке, писанные на празелени; на гробнице лежал покров черного сукна с серебряным крестом посреди.
В 1732-1740 гг над гробом Преподобного Давида была поставлена каменная колокольня вместо существовавшей деревянной часовни. В 1740 году усердием жены статского советника Михаила Ивановича Бобрищева-Пушкина Анастасии Васильевны под колокольнею была устроена церковь в честь иконы Знамения Пресвятой Богородицы. В своем прошении она писала: «В имеющейся в Московском уезде Давыдовой пустыни имеюсь я, нижайшая, вкладчицею и по обещанию моему желаю своим коштом построить внутри каменной колокольни церковь Знамения Пресвятой Богородицы, ибо в той колокольне к бытию церкви место весьма способное и угодное, и той пустыни игумен Иосиф с братиею той церкви быть желают, по строению же той церкви свечи, ладан, вино церковное и прочее давано будет от меня, нижайшей, неотменно.» 10 сентября разрешение было дано.
В этой церкви находились образа: Пресвятой Богородицы Одигитрии, Николая Чудотворца, великомученика Никиты, без венцов, писанные на красках. На гробе Преподобного Давида лежал покров суконный, черный, с крестом лентовым, шелковым, а над гробом – образа Вознесения Господня и Преподобного Давид с венцем серебряным. Образа и покров – старые. Бобрищевой-Пушкиной были пожертвованы: царские двери новоманерного древа, резные, вызолоченные, образ Всемилостивого Спаса, образ Знамения Пресвятой Богородицы, на двери – образ архангела Михаила, все писанные на красках. Над царскими дверями – сень резная, позолоченная, на ней образ Знамения в ризе и венце серебряных, чеканных, позлащенных и с серебряными серьгами с камушками и жемчугами (приклад игумена Иосифа). В сени – 12 апостолов, писанных на красках. Пред образами – четыре медных лампадки. На престоле – одежда шелковая, а сверху тафта красная, крест – из золотого позумента; на жертвеннике – одежда камчатая, зеленая, с крестом из золотого с серебром позумента; занавесь – камчатый зеленый. В 1745 г. на колокольне было девять больших и малых колоколов, а в 1771 г. в большом колоколе значится 85 пудов веса. В 1762 г. на ней были часы боевые с перечасьем. Все колокола старые. По описи 1764 г. колокольня каменная об одной главе с 8 колоколами неизвестного веса, без подписей, и русские часы.
В XIX веке Знаменский храм при архимандрите Иосифе (1865-1884) был разобран до основания и на его месте построен новый большего размера, а нем поставлен иконостас ясеневого дерева с резьбою из розового дерева, с иконами художественного письма. Над местом погребения Преподобного Давида усердием Петроградского купца Николая Ивановича Котова сооружена новая металлическая высеребренная рака с изображением Преподобного Давида в серебряной ризе наверху ее.
Рака стоила 3000 рублей, строение начато в 1867 году, а окончена и принесена в обитель в 1870 году. Сооружена копия с чудотворного образа Всемилостивого Спаса, находящегося в часовне у Москворецкого моста в Москве. Икона и на ней серебряная вызолоченная риза обошлись благотворителю в 2000 рублей. Тогда же устроена в храме духовая печь. Освящение вновь сооруженного храма совершал 17 сентября 1870 года митрополит Московский Иннокентий с архимандриами Пименом Николо-Угрешским, Никодимом Перервенским и некоторыми настоятелями уездных монастырей. В 1886 году на храм поставлена новая медная глава, вызолоченная гальваническим способом. В 1891 году церковь расписана масляными красками.
К 1915 году в храме имелся трехъярусный ясеневый иконостас, устроенный в 1870 г., с позолотою и резьбою из красного дерева; царские двери – резные из красного дерева. Здесь находилась икона Нерукотвореннаго Спаса, точная копия с чудотворной, находящейся в Москворецкой часовне в Москве. Стены были украшены лепною уборкою и расписаны изображениями евангелистов и праздников. В алтаре помещались иконы Знамения Пресвятой Богородицы (Новгородская) с приписью пророков Аввакуиа и Даниила и преподобных Петра и Онуфрия Афонских, почитаемая за келейную икону, с которой пришел Преподобный Давид.
В этом же храме покоился под спудом Преподобный Давид, здесь же похоронен архимандрит Иосиф. В особом помещении (в пещерке под лестницей) хранился гроб Преподобного Моисея Угрина, неизвестно когда и по какому случаю поступивший в Давидову пустынь. Он значился в описи, составленной 15 июня 1788 г. (В Давидовой пустыни сохранилось предание, записанное в главной описи, что Московский митрополит Платон, быв в Киеве, взял оттуда две праздных гробницы: Преподобных Моисея Угрина и Николы Святоши. Первую отдал в благословение Давидовой пустыни, в вторую – Николо-Угрешскому монастырю. Но об этом нет сведений в записях, собственноручно сделанных рукою митрополита писанных во время этого путешествия, совершенного в 1804 г.).
Гроб Преподобного Моисея, в коем в Киевских пещерах находились его святые мощи до переложения в другой гроб, по получении в Давидовой пустыни, был положен в футляр. Самый гроб состоит из тонких липовых досок, левая сторона и крышка обтянуты ветхою тисненою клеенкою, крышка из тонких ветхих дощечек, на верху футляра написано изображение Преподобного Моисея Угрина во весь рост. На гробе снаружи головной его части имеется довольно стертая надпись: «в честь и хвалу Преподобному отцу Моисую Угрину, себе же в полезное и душевное спасете сооружися сия рака року 1699 Ианнуария 17 за старанием недостойного иеродиакона Моисея чтеца… будучи в бельцах был спеваком нач… втором при ясновельможном его милости пану именитому человеку Григорию Дмитриевичу Строганову».
В октябре 1929 года обитель была закрыта, настоятельский корпус забрали под сельхозтехникум. В братских корпусах разместились общежития для учащихся, в храмах обители, поражавших прежде величием своей красоты, устроили гаражи и склады.
В 1995 году монашеская жизнь в стенах древней Давидовой пустыни была возобновлена.
В 1997 году 23 мая по благословению Высокопреосвященнейшего Ювеналия Митрополита Крутицкого и Коломенского были обретены мощи основателя обители преподобного Давида, ранее почивавшие под спудом в Знаменской церкви.
Сейчас мощи находятся в Знаменском храме.
По обретении мощей преподобного Давида стало особенно чувствоваться его небесное предстательство пред Богом за основанную им святую обитель. Молитвами отца нашего Давида зимой 1997 года начались работы по восстановлению Знаменского храма. И первая группа реставраторов прибыла в монастырь в день празднования иконы Божией Матери «Знамение» 10 декабря 1997 г., в чем виден особый промысел Божий и покровительство Пресвятой Владычицы нашей Богородицы.
В 1999 году в обители почти полностью восстановлены купола Знаменской церкви.
19 сентября 1999 года Знаменская церковь обители освящена полным чином Преосвященными Григорием, архиепископом Можайским, в сослужении Иосифа, епископа Угличского.
Собор Всемилостивого Спаса
Наряду с монастырской колокольней этот храм является одной из архитектурных доминант Давидовой пустыни. Собор освящен 7 октября 1900 года митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским). Здание храма в плане представляет прямоугольник, центральная часть которого увенчана массивным световым барабаном и куполом над ним. К подкупольному пространству примыкает с востока апсида, а с запада – трапезная. С северного и южного фасадов подкупольное пространство выделено ризалитами, завершенными четырьмя декоративными главками. Стены собора богато декорированы в соответствии с требованиями псевдорусского стиля в архитектуре: декоративные элементы стилизованы под килевидные арки, поребрики, кокошники. Здание прорезано продолговатыми высокими окнами.
История
Собор Всемилостивого Спаса вновь построен на месте трапезной церкви на исходе XIX века, в нем поставлен новый пятиярусный вызолоченный иконостас. Освящение собора было совершено 7 октября 1900 г. митрополитом Московским Владимиром вместе с епископом Серпуховским Анастасием. Стены собора украшены орнаментами и священными изображениями. Освящение стенописи было совершено 19 сентября 1904 г.
В октябре 1929 года обитель была закрыта, настоятельский корпус забрали под сельхозтехникум. В братских корпусах разместились общежития для учащихся, в храмах обители, поражавших прежде величием своей красоты, устроили гаражи и склады
В 1992 жители поселка Новый быт образовали православную общину, которой был передан собор во имя Всемилостивого Спаса. Храм, по возможности, привели в порядок, и люди, тянувшиеся душами к Богу, стали приходить туда для совместных молитв. Так начался трудный путь к возрождению монастыря. В 1995 году сюда был назначен настоятелем иеромонах Герман. В первую субботу Великого поста 1995 года была совершена первая Божественная литургия. Первого июня на престольный праздник обители за Божественной литургией, которую совершил Высокопреосвященнейший Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский, было оглашено решение Священного Синода о возобновлении монашеской жизни в стенах древней Давидовой пустыни. Иеромонаха Германа возвели в сан игумена обители с вручением игуменского жезла.
В 1999 году в обители почти полностью восстановлены купола собора Всемилостивого Спаса.
14 августа 2004 года, в праздник Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня, митрополит Ювеналий совершил в Вознесенской Давидовой пустыни чин Великого освящения храма Всемилостивого Спаса. Владыке митрополиту сослужили архиепископ Можайский Григорий, архиепископ Истринский Арсений, епископ Биробиджанский и Кульдурский Иосиф, епископ Видновский Тихон, настоятели и благочинные Московской епархии. На торжества прибыли представители правительства Московской области, видные деятели науки, военноначальники, представители деловых кругов, многочисленные паломники.
В настоящее время ведутся работы по поновлению настенной живописи храма.
Одноглавый Всехсвятский храм построен незадолго до начала Первой мировой войны – последним из храмов Давидовой пустыни. Он находится в здании трапезной, примыкающей к северо-восточной башне монастырской ограды. В настоящее время храм полностью восстановлен и расписан.
История
В начале XX века при трапезе вновь построен храм Всех Святых; в нем поставлен трехъярусный вызолоченный иконостас. В алтаре копия с иконы Нерукотворенногоо Спаса из часовни. Освящение храма происходило 16 июня 1913 г. и было совершено митрополитом Московским Макарием (Невским).
После закрытия обители в октябре 1929 года в храме Всех Святых была устроена столовая сельхозтехникума.
В 1995 году монашеская жизнь в стенах древней Давидовой пустыни была возобновлена.
В 1999 году начались активные работы по восстановлению храмов.
Трапезный храм во имя Всех святых обрел соответствующее завершение. Воссозданы купол и крест. Внутри храма восстановлен интерьер: сияющий золотом иконостас, киоты на стенах, настенная живопись. На иконах нижнего ряда иконостаса изображены святые, подвизавшиеся в Подмосковье и имеющие малую известность. Это – преподобные Савва Стромынский, Владимир Белопесоцкий. Среди святых, изображенных на местном ряде иконостаса, есть и новопрославленные: священномученик Константин Богородский, праведный Василий Павлово-Посадский, блаженная Матрона Московская. Иконостас трехъярусный. Второй ярус традиционно украшают иконы двунадесятых праздников и событий из жизни Христа. Третий же ярус украшен венцом, в который вставлены образа святых новомученников и исповедников Российских. Святители Тихон, Патриарх Московский, Владимир, митрополит Киевский, Петр, митрополит Крутицкий, и многие другие исповедники веры Христовой, в годы лихолетий положившие жизни свои на Алтарь служения Богу. В храме на стенах старинные реставрированные иконы. Киоты выполнены в одном стиле с иконостасом. Зеленое тело прекрасно гармонирует с золотом резьбы. Особый интерес представляют росписи потолка (образ Пресвятой Богородицы Живоносный Источник) и западной стены (фрески, иллюстрирующие основание монастыря и посещение обители преподобным Иосифом Волоцким).
26 октября 2003 г. трапезный во имя Всех Святых храм обители был освящен Григорием, архиепископом Можайским.
Колокольня является доминантой монастырского архитектурного ансамбля. Расположена она в середине западной части стены, окружающей пустынь.
Колокольня сооружена под влиянием русско-византийского стиля. На четверик, в котором расположены главные проездные ворота монастыря, поставлен восьмерик; на нем – цилиндрический ярус звона; еще выше – увенчанный массивной главой небольшой барабан с часами на четыре стороны света. Фасады украшены декорированными наличниками, нитками с филенками, кокошниками. Историками подмечено, что второй – восьмигранный – ярус колокольни имитирует ярус звона, характерный для древних колоколен, однако остается неясным, выполняет ли он исключительно декоративные функции или предназначался для размещения в нем колоколов по проекту. По крайней мере, известно, что на этом ярусе никогда не звонили.
История
В XIX веке была построена ныне существующая колокольня.
При игумене Афанасии (1838-1843 гг.) старая колокольня, бывшая смежною с Вознесенскою и Никольскою церквами, была до половины разобрана и покрыта вновь крышею с главою. Тогда же было начато дело о построении новой колокольни и заготовлено 90 тысяч кирпича. Строение колокольни было совершено заботами настоятеля иеромонаха Паисия (1843-1854 гг.). В 1844 году было положено основание ее, отступя 15 саженей за монастырскую ограду, к осени того же года был сделан первый ярус, а к 1 августа 1845 года кладка колокольни окончена. «Колокольню свою окончил к 1 августу», – писал о.Паисий своему другу, иеромонаху Иосифу. – «В отделке вышла очень хороша, теперь отделывают главу из белого железа и крест золотит мастер Малахов; главу делал тесть его, Шатров, а яблоко – Макарухин. Теперь забочусь о колоколе. Цель моя – поехать недельки на две в Москву, есть в виду надежда на знакомых – обещают пособить. Хоть сотерки в три колокольчик по зиме надо привести». «По нашему плану колокольни я несколько сомневаюсь, что тонки столбы между окон, где повесят колокола, но это видится на бумаге; а ежели поверить с существующими зданиями, то вернее будет» – писал он ему же. – «Потрудитесь сходить на вашу колокольню, как толсты столбы по приложенному при сем планику, ширина их, ширина окон, поперечник между столбами. Выставьте везде цифры, меры и возвратите мне».
На постройку колокольни было истрачено 12050 рублей. В 1848 году слит колокол в 205 пудов, ценою в 2625 рублей, и устроены новые боевые часы на колокольне стоимостью в 800 рублей. Колокол и часы приобретены на сборную книгу. В 1892 году благотворителями пожертвован капитал на сооружение нового колокола в 700 пудов. Отливка была произведена 29 марта на заводе Самгина в Москве. Перед началом ее отцом настоятелем пустыни на заводе было совершено молебствие в присутствии многочисленных богомольцев, для чего была привезена из Москворецкой часовни чудотворная икона Всемилостивого Спаса. 23 апреля после молебствия новый колокол был отправлен в пустынь по Московско-Курской железной дороге. 26 апреля со станции «Шарапова Охота» он был привезен в пустынь народом, во множестве собравшимся по случаю воскресного дня из окружающих деревень. Поднятие колокола происходило 3 мая. Колокол украшен изображениями Спасителя, Богоматери, Святителя Николая, преподобного Иоанникия и мученика Валентина. Крутом его три гладких пояса с рельефными надписями.
Кроме этих двух на колокольне находится еще колокол со следующей надписью: «1769 года мая 27 дня сей колокол в Московский уезд в Вознесенский монастырь в Давидову пустынь тщанием строителя Мисаила и старшем Дворцовой волости села Хотуни жителем Алексеем Васильевымъ. Весу 85 пуд. 20 фун. Лил мастер Семен Можжухин, а совершен старанием строителя иеромонаха Варнавы».
Створки ворот колокольни представляли собой огромную икону Вознесения Господня. Открывались они раз в году, на главный праздник обители, и назывались в народе Вознесенскими вратами. От колокольни до Вознесенского собора вела дорожка, выложенная мозаикой. Эта дорожка сохранялась до 1950-х годов.
После переворота 1917 года судьбы монастыря стала схожей с судьбами большинства российских монастырей и храмов: разграбление и поругание святынь, изгнание монахов, скидывание крестов, костры из икон… В октябре 1929 года обитель была закрыта, настоятель и братия репрессированы.
Настоятельский корпус забрали под сельхозтехникум. В братских корпусах разместились общежития для учащихся, в храмах обители, поражавших прежде величием своей красоты, устроили гаражи и склады. На колокольне водрузили красное знамя.
Но выстояли стены монастыря, выстояли сердца и души людей, из которых не удалось вытравить веру во Всемилостивого Господа нашего Иисуса Христа. В 1995 году монашеская жизнь в стенах древней Давидовой пустыни была возобновлена.
В 1999 году колокольня, доминирующая над всем комплексом пустыни, полностью отреставрирована. Золотой купол и крест видны издалека.