Изречения святых отцов:

Всякому труду, который если придет к тебе, победа – молчание.

— Авва Пимен
  YouTube-logo-full_color   IMG_1116   телеграмм

Игумен Сергий выступил с докладом на собрании монастырского благочиния

12 ноября в Высоцком мужском монастыре г. Серпухова прошло собрание монастырского благочиния Московской епархии с участием игуменов, игумений и насельников монастырей. В рамках епархиальных Рождественских чтений, приуроченных к празднованию 1000-летия преставления равноапостольного князя Владимира, на собрании была проведена конференция «Преемство святоотеческих традиций в русском монашестве: со времен святого князя Владимира до наших дней, опыт возрождения и передачи наследия в современную жизнь».

Открывая собрание и конференцию, благочинный монастырей Московской епархии епископ Серпуховской Роман передал собравшимся благословение митрополита Ювеналия. С тематическими докладами на конференции выступили: епископ Видновский Тихон, игумен Вознесенской Давидовой пустыни Сергий (Куксов), игумен Лужецкого Богородицерождественского Ферапонтова монастыря Авель (Пивоваров), игумен Николо-Пешношского монастыря Григорий (Клименко), игумения Казанского монастыря Мария (Макарова).

Настоятель Давидовой пустыни игумен Сергий (Куксов) прочитал доклад на тему «Русское монашество: традиция и современность», текст которого нельзя не привести целиком в связи с его острой актуальностью в свете возникшей в православной среде дискуссии о необратимой утрате монашеских традиций, непреодолимом разрыве постсоветского настоящего с дореволюционным прошлым, и который, без сомнения, вызовет интерес как людей воцерковленных, так и далеких от церковной жизни, но не чуждых Русской истории:

«Ваши Преосвященства, Ваши Высокопреподобия, дорогие отцы игумены и матушки игумении разрешите поприветствовать вас и все высокое собрание от лица братии Вознесенской Давидовой пустыни, которая в этом году отметила свое пятисотлетие!

По благословению Высокопреосвященнейшего Ювеналия, митрополита Крутицкого и Коломенского, мы собрались в этой древней обители преподобного Афанасия, где нас тепло встретил Владыка Роман с братией, для того, чтобы мы в рамках епархиальных Рождественских чтений, приуроченных к празднованию 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира, на конференции на тему «Преемство святоотеческих традиций в русском монашестве: со времен святого князя Владимира до наших дней, опыт возрождения и трансляции наследия в современную жизнь» предложить свои доклады, чтобы поделиться своим монашеским опытом в призме развития монашеской жизни нашей православной страны.

Сегодня вместе с возрождением нашей Церкви после 70-летнего советского атеистического режима, мы переживаем и возрождение монашеской жизни в нашей стране. Часто приходится слышать, как от братьев монахов, так и от воцерковленных мирян о том, что наша русская монашеская традиция была прервана, и «нам ничего не остается, кроме как обратиться к афонским братьям и научиться у них монашескому житию, потому что собственная традиция утеряна навсегда».

Очевидно, в этих словах есть доля истины, и обращение к афонской традиции во многом оправданно. И к тому же это не новость в русской истории! Достаточно вспомнить слова, сказанные преподобному Антонию Киево-Печерскому перед возвращением его с Афона: «Возвратись в свою Русскую землю, да будет на тебе благословение Святой Горы Афонской». Наше монашество таким образом имеет своей родиной Православный Восток. Но является ли обращение к афонской собратьям единственным путем возрождения нашей русской монашеской традиции?  Со времени преподобного Антония – начальника всех русских монахов, прошло более тысячи лет, за которые наше русское монашество проделало длинный путь своего развития. За это время в наших монастырях был накоплен духовный опыт и определились характерные черты нашей русской монашеской традиции. Если на Православном Востоке монастыри располагаются вдали от населенных пунктов, где-то в горах или труднодоступных местах, то, напротив, наши монастыри после своего основания становились крупными духовными, культурными и даже политическими центрами. Таким образом, наше русское монашество во все время своего исторического бытия было вовлечено в культурную и политическую жизнь нашего народа. Особенно сильным влиянием русское монашество стало обладать после победы взглядов преподобного Иосифа Волоцкого и партии «иосифлян» на устройство монастырей и их роли в жизни Руси. После Собора 1503 года иосифлянская концепция монашеского устройства, подразумевающая наличие у монастырей обширных владений, их активную хозяйственную деятельность, а также неразрывную связь с миром, прочно укрепилась и определила дальнейший путь развития русского монашества. В пореформенной России мы наблюдаем словно бы затишье монашеской жизни. Указами Петра Великого и его преемников резко сокращалось число обителей. Монашество как бы вытеснялось на задворки национальной жизни. Но даже в эту трудную эпоху русские обители не оскудели иноками высокого молитвенного духа. Настоящее же возрождение молитвенной исихастской традиции совершилось в веке XIX.  Достаточно вспомнить такие столпы русского монашества, как Паисий Величковский, Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник, старцы Саровской, Оптиной, Глинской пустыней и многих других подвижников, чтобы представить тот духовный подъем, который переживало русское монашество к концу XIX века. И кто знает, каких высот духовной жизни достигло бы наше монашество, если бы не трагические события начала XX века, которые поставили под угрозу не только возможность монашеской жизни, но и само существование Церкви в пределах нашего Отечества.

Советский период определил дальнейшее развития русской монашеской традиции, которая, оказавшись в совершенно новых для нее исторических обстоятельствах, не умерла, но продолжала существовать и в некотором роде укрепляться. Властью советов были закрыты и разогнаны почти все монастыри на территории нашей страны. Монашествующие жестоко преследовались и уничтожались. Наступила эпоха преподобномучеников и преподобномучениц. Но несмотря на это, на всей огромной территории нашей страны жило немало «монахов в миру». Ими становились либо монашествующие из закрытых монастырей и продолжавших вести свою жизнь согласно обетам, либо миряне, принимавшие «тайный постриг». Последними двигало горячее желание сердца монашеской жизни в единственно доступных в то время условиях. Монашеская традиция ни на миг не прекратила своего существования, но напротив обогатилась новыми формами своего исторического бытия. Неизменно сохранялся в ней дух молитвенности, беззлобия и трудолюбия, которые так необходимы каждому монаху.

Таким образом, монашество имеет как бы два измерения: историческое и духовное. Первое – меняется во времени, вместе со сменой исторических эпох. Периоды относительного спокойствия и благоденствия сменяются временами преследований и гонений. Духовная же суть монашества остается неизменной в веках. Дух Святый созидает Церковь Христову, обитая в тех, кто добровольно избрал себе жизнь монашескую. Законы духовной жизни, которые раскрыты нам в святоотеческих писаниях, сохраняют свою актуальность как тысячу лет назад, так и сегодня. Исторический опыт свидетельствует о том, что можно разрушить и уничтожить монастыри, упразднить монашество как институт. Уничтожить же дух монашества – традицию аскетической жизни невозможно, ибо он имеет свое основание не во временном, но в вечном Духе Божьем.

В качестве иллюстрации того, как монашеская традиция жила, развивалась и предавалась в богоборческих условиях советского времени, хотелось бы привести пример своей семьи. Мои родители покойный отец протоиерей и моя мама были знакомы со многими носителями монашеского духа. Нашей семье были знакомы многие подвижники благочестия того времени. Таковыми являлись: прп. Кукша Одесский (1874-1964), прп. Амфилохий Почаевский (1894-1971), – у него моя мама прожила два лета, митрополит Зиновий (Мажуга) (1896-1985), архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (1910-2006), схиархимандрит Серафим (Мирчуг) (1936-2005), схиархимандрит Макарий (Болошев) (1932-2001), схиархимандрит Пантелеимон (Агриков) (1916-2000), архимандрит Исаакий (Виноградов) (1895-1981), архимандрит Кирилл (Павлов) (1919 рождения.), блаж. старец Иоанн Васильевич Васильев Липецкий (1886-1966), мон. Павлина (Моисеева) (1893-1996) – послушница Шамординского монастыря, проведшая в лагерях 48 лет. Мы постоянно чувствовали их молитвенную поддержку. Всех их отличало безусловное смирение, безропотное несение своего креста. Многие из них обладали Дарами Святаго Духа такими как прозорливость, любовь ко всем, непрестанная молитва. Их советы и мудрые наставления укрепляли моих родителей и всех нас в вере в Бога и в преданности Матери Церкви.

В наше время, когда Церкви возвращены храмы и монастыри, многие из которых уже восстановлены, а другие восстанавливаются, нам, как настоятелям и настоятельницам, особенно необходимо стяжать монашеский дух наших подвижников и наставников, а также продолжать и развивать монашескую традицию в новых условиях, противостоя вызовам и соблазнам сегодняшнего дня.

Мы сделали как бы краткий экскурс в историю русского монашества для того, чтобы, во-первых, проследить его связь с восточной монашеской традицией, во-вторых, обозначить специфику русского монашества, и в-третьих, убедиться в том, что всем нам, настоятелям и настоятельницам монастырей вверено великое сокровище, которое мы призваны хранить и преумножать. Этим сокровищем является наша монашеская традиция, переданная нам нашими предшественниками для передачи ее следующим поколениям монашествующих. Исторический опыт 20 века свидетельствует о том, что в любых исторических условиях можно быть носителем монашеского духа, воплощая его в своей жизни. В чем да поможет всем нам Господь!

Благодарю вас за внимание и терпение. Прошу ваших святых молитв.»

Владыка Роман поблагодарил докладчиков за проделанный труд, отметил важность и актуальность обсуждения и осмысления передачи монашеских традиций для возрождения и созидания целостной духовной жизни в современных монастырях. По завершении конференции состоялось собрание Монастырского благочиния, посвященное обсуждению духовной жизни в обителях.

Оставить отзыв