14 марта 2021 г., в неделю Адамова изгнания (или сыропустную неделю), накануне начала Великого поста, в православных храмах совершается вечернее богослужение с чтением последования Чина Прощения. В связи с этим воскресный день также получил название «Прощенного Воскресения».
По окончании богослужения в Спасском соборе Вознесенской Давидовой пустыни настоятель монастыря игумен Сергий (Куксов) обратился к монашеской братии и прихожанам обители с пастырской проповедью:
«Всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Господь сподобил нас дожить до сего дня, который является последним днем перед вступлением в период Святой Четыредесятницы… Вступая на поприще Великого поста, мы вступаем на путь особого внутреннего делания, путь далекий и тернистый. Каждый нас, когда собирается в дорогу, берет вещи, которые будут необходимы для того, чтобы пройти тот или иной путь. Вступая в путь Великого Поста, в конце которого нас ожидает праздник Воскресения Христова, мы должны смотреть, что же нам необходимо, что нужно, чтобы мы в полноте своего сердца ощутили этот праздник. И Церковь Христова, как любящая мать, и святые угодники Божии показывают нам: первое, что нам необходимо, – это простить друг друга. Ибо мы, каждый верующий человек, не один, а порой не два и не три раза читаем в течение дня молитву «Отче Наш» и просим Бога, чтобы он простил согрешения наши, как и мы прощаем. Поэтому в сегодняшний день мы испрашиваем друг у друга прощение. Но очень часто бывает, что мы не замечаем, что мы кого-то обижали, что мы поступаем неправильно, что мы причиняем кому-то боль. Поэтому этот период поста дает нам возможность очистить, сбросить с себя эту шкуру неверия и гордости – для того, чтобы увидеть в рядом с нами находящемся человеке образ и подобие Божие. Только когда мы увидим образ и подобие Божие, тогда мы сможем осознать наши немощи и наши недостатки. Воздержания в пище и в увеселении помогают нам этого достичь. Мы в течение Великого поста всегда обращаемся к Богу, чтобы Он помог нам открыть наш внутренний мир. Особо мы читаем покаянный канон прп. Андрея Критского, мы вспоминаем житие прп. Марии Египетской, которая имела радости телесные в этом мире и которая, познав Бога, всю жизнь всецело отдала Ему. Через тысячелетия мы прославляем их подвиг, мы подражаем их жизни. Пусть каждый из нас сможет найти в себе силы, чтобы не искать оправдания нарушениям поста, а искать возможность совершить подвиг, искать возможность иметь радость духовную. Потому что придет Пасха, придет Воскресший Господь, и если наше сердце не будет очищено от греха и всякой скверны, мы не сможем в полноте ощутить радость, не сможем почувствовать Христа, не сможем познать нашу веру. Пусть Господь молитвами святых угодников Божиих и преподобного отца нашего Давида поможет нам…»
Также было зачитано «Благословение на Великий пост и напутственное слово к пастве» патриаршего наместника Московской епархии, митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия:
«Дорогие братья и сестры!
Скоро откроется радостное поприще Великого поста, и мы вступим в дни сугубой молитвы и сокрушенного покаяния в грехах, да светоносни предварим во святое и тридневное Воскресение (Понед. 1-й седмицы, на утрене), то есть в сиянии благочестия встретим восстание от гроба Господа нашего. В этом и есть цель наших трудов в Святую Четыредесятницу: по мере сил исправить свои несовершенства, дабы достойно возликовать о Пасхе Христовой, открывающей нам путь ко спасению. О том же читаем у святого апостола Павла: «Ночь прошла, а день приблизился: итак, отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света» (Рим. 13:12).
Святая Церковь, как любвеобильная мать, призывает всех чад своих на молитву, раскрывая в великопостных богослужениях богословские истины, столь потребные человеку для возрастания в жизни духовной, помогает освободиться от тяжкого бремени страстей и греха на исповеди, преподает Святые Тайны всем верным. Каждый, кто хоть раз прошел по великопостной дороге знает, как она сложна, требует сердечного трудолюбия и в то же время легка, как будто помогает душе воспарить над землей и узреть богоданный смысл своего бытия. Прекрасно сказано об этом у преподобного Симеона Нового Богослова, преставлению которого в этом году исполняется тысяча лет: «Пост мало-помалу утончает греховный покров, лежащий на душе, и рассеивает мысленный мрак ее, как солнце рассеивает туман».
В этом году мы начинаем пост в условиях, когда пандемия коронавируса еще не полностью преодолена. Новый недуг явился для нас также и духовным испытанием. В условиях изоляции и неопределенности мы имели возможность предаться молитвенному деланию и осмыслить, что такое грех в жизни человека. Пусть эти уроки не будут забыты.
Поздравляя с наступлением поста людей церковных, хочу обратиться к тем, кто знает о нем только понаслышке. Вы приобретете новый духовный опыт, в течение нескольких недель ограничивая себя в пище и развлечениях, отступив от суеты сует (Ек.1:2). Как будто остановив бег времени, вы осознаете, что такое внутренняя тишина, сокрушение о своем несовершенстве, утешение, получаемое от покаяния. В наших храмах ждут вас с любовью и заботой. Не бойтесь и не смущайтесь! Поститесь и радуйтесь!
Дверь Святой Четыредесятницы открывается чином прощения в Неделю сыропустную или Прощеное воскресенье. Необходимость этого восходит к Господнему поучению: «Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6:15). Пусть мирские злоба и непримиримость будут отброшены. Священномученик Иоанн Восторгов (+1918) призывал: «Дай место чувству всепрощения, чувству святому и благодетельному: как огонь терния, так оно попалит нечистоту сердца, как воск истает и уничтожится тягость души. Не смущайся ничем, а сам прости всем и у других проси прощения».
Время и мне просить у всех вас, дорогие мои, прощения, если в чем согрешил словом, делом и помышлением, и всех сам со своей стороны прощаю.
Бог благодатию и щедротами Своего человеколюбия да простит и помилует всех нас!»